Дата начала приватизации жилья в россии

Приватизация жилья в России. Досье

Дата начала приватизации жилья в россии

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 февраля Госдума приняла поправку о бессрочном продлении бесплатной всеобщей приватизации жилых помещений.

Ранее законодательство предусматривало, что бесплатная приватизация завершится 1 марта 2017 г.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”.

Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было “способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров”.

Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон “О приватизации жилищного фонда в РСФСР”, который предусматривал “бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде”.

С 23 декабря 1992 г. закон носит название “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” и действует до сих пор с изменениями.

Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.

В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.

В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.

Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация – отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.

Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

27 января 2017 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. – 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г.

всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г.

глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае – 76,5%. В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%). Всего в 2016 г., по данным столичного управления Росреестра, было зарегистрировано 75 тыс. 758 прав на жилые помещения.

Источник: https://tass.ru/info/3426534

История приватизации в России. Справка

Дата начала приватизации жилья в россии

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

До какого года продлили бесплатную приватизацию квартиры, сроки приватизации жилья – когда заканчивается приватизация квартир в России

Дата начала приватизации жилья в россии

» Жилищные споры » Сроки приватизации жилья: до какого года продлена бесплатная приватизация квартир

19 094 просмотров

Более 25 лет в Российской Федерации продолжается бесплатная приватизация жилых помещений, однако не все граждане по ряду причин успели оформить свое жилье в собственность. Поэтому вопрос продления бесплатного получения жилья в собственность до сих пор является актуальным.

Что такое приватизация

Бесплатное оформление жилых помещений в собственность подразумевает возможность и право каждого гражданина РФ на основании ст. 11 Закона № 1541-1 «О приватизации…» один раз в жизни переоформить квартиру, которую он занимает по договору социального найма, в личную собственность.

Эта процедура возможна только на основании личного желания гражданина, проживающего в муниципальном жилом помещении на основании договора социального найма, и никоим образом не зависит от воли муниципалитета. Независимо от того, хотят ли органы местного самоуправления передавать жилье в собственность наниматели, либо не хотят, они обязаны после получения заявления о приватизации оформить все необходимые документы и передать квартиру в собственность нанимателя.

Единственным условием для того, чтобы гражданин имел право оформить в собственность свое жилище, должно быть проживание в нем на основании договора социального найма, то есть, использование его на законных основаниях.

Для того, чтобы приватизировать жилое помещение, наниматель должен предъявить в муниципалитет:

  • выписку из ЕГРП по форме № 3, где должно быть указано, что он не имеет в собственности других жилых помещений;
  • справку из БТИ о том, что ранее он в приватизации не участвовал.

История приватизации в РФ

Закон о приватизации был принят 4 июля 1991 года, именно с этой даты и считают начало бесплатной приватизации жилых помещений.  На основании этого Закона передача жилья в собственность граждан должна была завершиться к 2007 году, но жизнь постоянно вносила коррективы, поэтому сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались:

  • до начала 2010 года;
  • до 1 января 2013 года;
  • до 1 марта 2018 года.

Необходимость неоднократного продления сроков объяснялась, в основном, теми причинами, что большая категория граждан проживали в ветхих и аварийных домах, жилье в которых они не спешили оформлять в собственность. Некоторая часть граждан не имела возможности получить его в собственность, так как оно уже фактически было изъято, жильцы ждали переселения во вновь построенные дома.

После 1 марта 2018 года государство планировало закончить приватизацию для основной группы граждан РФ, оставив право получения собственности только для трех категорий:

  • сирот, оставшихся без попечения родителей;
  • жителей Крыма и Севастополя;
  • лиц, проживающих в ветхом и аварийном жилье, признанном таковым до 2012 года.

Согласно  поправкам в Законе указанные лица имели право приватизировать жилые помещения, занимаемые ими по договору социального найма до 1 марта 2021 года, то есть, в течение трех лет после завершения основной приватизации.

10 февраля 2018 года в Думе приняли окончательные поправки в Закон, согласно которым приватизация становилась бессрочной и бесплатной для всех граждан РФ. 22 февраля того же года президент РФ подписал Федеральный Закон № 14-ФЗ, который утверждал все поправки к «Закону о приватизации…», принятые Государственной Думой.

При принятии поправок были учтены интересы граждан, стоящих в очереди на получение социального жилья, так как окончание приватизации могло бы лишить эти категории возможности получить жилое помещение в собственность, то есть, ущемляло бы их права.

Например, семья признана малообеспеченной и поставлена в очереди на социальное жилье. Очередь движется медленно, и они могут получить жилье не ранее 2025 года. По старой версии Закона они уже не могли бы оформить его в собственность, в новой редакции такая возможность остается, как бы долго не пришлось ждать получения социального жилья.

Также граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье, после 2021 года при переселении в новые жилища теряли бы право на приватизацию, что тоже не позволяло им реализовать свое право на бесплатное получение жилого помещения в собственность. По данным Росстата на начало 2018 года примерно треть жилых помещений оставалось в собственности у муниципалитетов, так как темпы приватизации квартир значительно замедлились.

Например, семья из пяти человек проживает в муниципальной однокомнатной квартире площадью 40 кв. метров в доме, предназначенном под снос. Если они приватизируют жилое помещение, то при переселении им будет выделена квартира такой же площади. В случае, если они повременят с приватизацией, то новое жилье будет площадью в 80 кв. метров.
В последней редакции Закона условия передачи жилых помещений в собственность граждан остаются прежними: она возможна только лицам, проживающим в квартирах, комнатах, либо отдельно стоящих домах по договору социального найма, которые ни разу не участвовали в приватизации и не имеют в собственности иных жилых помещений.

Данные поправки в Закон о приватизации государство приняло по следующим причинам:

  1. Большая категория граждан, которые проживают в ветхих или аварийных домах, подлежащих сносу, не могут реализовать свое право на приватизацию жилища, пока не будут переселены в новые квартиры.
  2. Очередники на получение социального жилья также смогут перевести его в собственность после того, как получат новое по договору социального найма.
  3. Жители Крыма и Севастополя ранее не могли оформить свои квартиры в собственность, так как на территории Украины действовали другие законы, а срочная и массовая передача жилья в собственность на такой огромной территории могла создать множество трудностей в приватизации, и, как результат, спровоцировать коррупционную составляющую.
  4. Отмена бесплатной приватизации могла спровоцировать социальную напряженность в РФ, особенно пострадали бы социально незащищенные слои населения РФ, которые не имеют возможности иным способом получить крышу над головой в собственность.

Эксперты назвали еще одну немаловажную причину для бессрочной приватизации: защита от различных мошенников, так называемых «черных» риэлторов, недобросовестных родственников, особенно в ситуациях, когда в жилом помещении проживают престарелые граждане, плохо разбирающиеся в российском законодательстве.

Так как бесплатная приватизация имела конечный срок действия, при приближении этой даты значительно активизировались различные мошеннические схемы. Недобросовестные граждане заходили в жильцам многоквартирных домов, уговаривали поторопиться с оформлением собственности, предлагали помочь ускорить процесс за «разумную плату».

А так как дата окончания бесплатного оформления жилых помещений в собственность неотвратимо приближалась, многие наниматели попадались на удочку мошенников. Теперь же спешить с переоформлением не нужно, любой наниматель может переоформить свое жилище в собственность тогда, когда посчитает нужным это сделать.

Например, во многих областях РФ мошенники применяли такую схему обмана граждан, проживающих по договору социального найма.

Они предлагали одиноким пенсионерам помочь ускорить процесс приватизации, гражданин должен был только подписать генеральную доверенность на «представителя».

Доверенность подписывалась, мошенник оформлял жилье в собственность, затем быстро продавал его и исчезал, а новые владельцы подавали исковое заявление о выселении прежнего жильца.

Для государства бесплатная приватизация жилых помещений также играет немаловажную роль, так как при увеличении количества собственников жилых помещений происходит:

  1. Расширение количества налогоплательщиков. Все собственники жилых помещений обязаны ежегодно платить налог на недвижимость.
  2. Избавление от убыточного жилья. Как известно, все дома имеют обыкновение изнашиваться, через какое-то время им требуется капитальный ремонт. Если жилье муниципальное, то этот ремонт оплачивает государство в лице местных муниципалитетов, если же оно в собственности у физического лица, то весь капитальный ремонт оплачивает собственник.
  3. Финансовая прибыль. Хоть приватизация и называется бесплатной, некоторые расходы граждане все-таки несут. Затраты на приватизацию жилого помещения могут составить от 7 до 20 (и выше) тысяч рублей.

Например, госпошлина за регистрацию права собственности обойдется в 2000 за каждого участвующего в приватизации, за техплан помещения придется заплатить от 1 500 до 15 000 рублей, оформление кадастрового паспорта будет стоить порядка 2 000 рублей.

Многие граждане до сих пор не смогли определиться, что для них лучше – приватизировать  свое жилье, либо по-прежнему проживать в нем по договору социального найма. Каждый должен решить сам, как ему поступить. Юристы дают несколько рекомендаций:

  1. Если ваш дом признан ветхим или аварийным и должен быть расселен, то с приватизацией торопиться не стоит. При расселении таких домой собственники получают новое жилое помещение из расчета «метр на метр». Другими словами, какая площадь в старой квартире, такую вы получите и в новой. Жильцы, проживающие по договору социального найма, получают новые жилые помещения по нормативам, то есть новое жилье может быть гораздо больше прежнего.
  2. Если семья является малообеспеченной, то приватизация не желательна. И без того небольшой семейный бюджет станет еще меньше, так как придется платить налог на недвижимость.
  3. Если в квартире проживает одинокий гражданин, к тому же преклонного возраста, а его наследники не зарегистрированы, жилье лучше приватизировать с тем, чтобы его унаследовали родные. Если квартира не приватизирована, то после смерти одинокого нанимателя она передается очередникам, родственники не будут иметь на нее никакого права.
  4. Если у одинокого жильца муниципального жилого помещения нет наследников, то в приватизации нет никакого смысла, наниматель по договору социального найма и так может проживать в нем пожизненно.
  5. Если вы проживаете в большой муниципальной квартире и вам срочно понадобились деньги, вы можете приватизировать ее, затем продать и купить жилое помещение дешевле, использовав оставшиеся деньги на свои нужды.
  6. Если вы часто допускаете большие долги по ЖКУ, то жилье лучше приватизировать, так как выселение собственника за долги по квартплате достаточно сложное, а выселение жильцов муниципальных квартир намного проще. Но, с другой стороны, при выселение из муниципальной квартиры жильцу взамен предоставляют альтернативная крыша над головой, пусть и меньшего размера, собственник же выселяется в «никуда».

Итак, вы проживаете в муниципальном жилом помещении по договору социального найма и до сих пор не решили – стоит ли его приватизировать. Теперь вам не нужно спешить, есть время взвесить все «за» и «против» оформления жилья в собственность.

Если же вы решились на этот шаг, обязательно проконсультируйтесь с грамотным специалистом. Консультацию можно получить на нашем сайте он-лайн, также вы можете позвонить по телефонам, указанным ниже.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/sroki-privatizatsii-zhilya-do-kakogo-goda-prodlena-besplatnaya-privatizatsiya-kvartir/

В каком году началась приватизация квартир в россии

Дата начала приватизации жилья в россии

Статья акутальна на: Сентябрь 2020 г.

Процесс передачи муниципальных квадратных метров в собственность жильцов называется приватизацией. На первый взгляд государство предлагает весьма выгодную сделку. Однако приватизация в России идет не совсем теми темпами, на которые изначально рассчитывали власти. В чем причина такой инертности населения, и до какого года приватизация будет действовать?

Начало приватизации

В 1991 году, после резкой смены курса правительства СССР, государство столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В той ситуации невозможно стало содержать самостоятельно весь жилищный фонд страны за счет бюджетных средств. Летом был принята первая редакция закона о приватизации. Далее законопроект неоднократно корректировался.

В настоящее время приватизация в России по закону является бессрочной.

Планируется, что со временем бесплатная передача жилья в собственность гражданам сменится выкупом. Однако сегодня нет ясного понимания механизма процесса. Законодатели работают в этом направлении.

В каком году началась приватизация квартир в россии реально? Первые собственники жилья появились в 1992 году. В оформлении документов должны были участвовать все проживающие, включая малолетних детей. Их интересы представляли родители или опекуны.

Жилье переходило во владение в равных долях. Закон предусматривал возможность отказаться от своих прав, но сделать это могли только дееспособные граждане. В дальнейшем им предоставлялось право пожизненного пользования помещением.

Причины продления сроков приватизации

Одной из причин перманентного продления сроков стала инертность населения. Когда началась приватизация в России, правительство полагало, что граждане очень быстро оформят полагающиеся метры в собственность. На деле и сегодня, спустя 27 лет, оформлено только около 80% жилья. В масштабах страны, оставшиеся 20%, составляют значимую цифру для бюджета.

Почему люди не спешат заключать столь выгодную сделку? Здесь роль играют семейные отношения, жизненная ситуация, социальное положение ответственного квартиросъемщика. Заниматься оформлением документов требуется лично. Не все граждане готовы и хотят этим заниматься.

В 2014 году, с присоединением Крыма и Севастополя, правительство продлило сроки для того, чтобы законным правом могли воспользоваться жители и этих территорий. Граждане России имеют равные права, а право на жилье остается одним из основных.

Последние изменения были внесены в феврале 2017 года. Законодатели отменили сроки бесплатной приватизации окончательно.

Выгоды приватизации жилья

Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.

Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:

  • Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
  • Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
  • Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
  • Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
  • Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.

Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.

Негативные моменты приватизации жилья в России

Статья будет однобокой, если не рассмотреть и негативные стороны приватизации в России для новоявленных собственников. Отдавая жилищный фонд, государство передает не только материальные активы, но и сопутствующую ответственность за его содержание.

Риски и обременения, которые достаются жильцам с новой собственностью:

  • Необходимость уплаты фискальных сборов. Если до недавнего времени сумма налога на жилье не была значимой для семьи, то с введением прогрессивной шкалы она заметно увеличилась. Налогообложение в зависимости от рыночной стоимости сильнее всего отразилось на малоимущих жителях больших городов.
  • Повышение платы за ЖКХ. Переоформление документов, при прочих равных, влечет необходимость содержания за свой счет общедомовых коммуникаций, обслуживание здания.
  • новой собственности, при изношенных еще в советский период внутриквартирных коммуникациях, по умолчанию переходит от государства к счастливым владельцам.
  • Ветхий и аварийный фонд, который подвергся приватизации, расселяется по новым, невыгодным для жильцов, нормам. При расселении муниципального жилья все прописанные получают квадратные метры согласно санитарным нормам. На сегодня это 18 кв. м на одного жильца. Владельцы приватизированной квартиры могут рассчитывать на аналогичную по площади, вне зависимости от числа и пола прописанных.
  • Ответственность перед соседями за любой форс-мажор в своем доме несут собственники. Пока квартира государственная, прорванная труба – ответственность муниципальных властей. Как только документы на приватизацию квартиры оформлены, платить соседям за испорченный ремонт обязаны хозяева.

Государство предусмотрело возможность вернуть приватизированное жилье обратно. Это можно сделать, если после оформления документов не изменился собственник и в квартиру не были прописаны дополнительные жильцы. Однако таким правом граждане пользуются редко.

В каком году началась приватизация квартир

Если отставить в сторону крупные предприятия, то россиян более всего интересует приватизация жилищного фонда. Во времена СССР большая часть граждан имела возможность «получить» квартиру за несколько лет труда на предприятиях.

Порой для этого приходилось ехать в самые некомфортные условия Севера. Квартиры выделялись на основании социального найма. Право же собственности сохранялось за государством или муниципалитетом.

За редким исключением такая ситуация сохранялась до 90 х годов, когда началась приватизация квартир в России.

Когда принят первый закон о приватизации в России

Приватизация-следка, в результате которой, имущество государственное или муниципальное, переходит в руки частных собственников.

Начало последнего десятилетия ХХ века ознаменовалось сменой не только курса политического, но и экономического. Однако это не значит, что до этого времени нельзя было подучить квартиру в собственность. Строительные кооперативы были уже тогда. Кроме того, еще 02. 12. 1988 г.

СовМин СССР принял Постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”. То есть, выкупить квартиру уже было можно, хотя назвать это приватизацией в ее нынешнем понимании нельзя.

За пару лет аналогичные акты были приняты на уровне республик.

Однако успешной эта акция не была, ведь квартиру приходилось выкупать по полной стоимости. У честного советского гражданина таких денег не было. А если и были, то пришлось бы разъяснить их происхождение.

Внимание! Именно 04.07.1991 года можно считать датой начала приватизации жилья в России. Предприятия и объекты производства стали массово переходить в частные руки уже в 1992 году.

Как и большая часть нормативных актов эпохи зарождающегося капитализма, закон 1991 года был весьма сырым и схематичным. В нем не была четко прописана сама процедура приватизации.

Отдельные категории граждан были слабо защищены. Частично дыры латали уже на местном уровне.

До сих пор практическая процедура приватизации на местах регулируется региональными регламентами по предоставлению услуг по передаче жилья в собственность нанимателей.

Наименование региональных актов может несколько варьироваться, но суть его остается прежней – он определяет практический порядок оформления приватизации. Здесь гражданин найдет ответ на вопросы о том, какие и куда нужно подавать документы.

Изменения в законодательстве о приватизации

Конечно, принятый наспех закон нуждался в доработке, в нем был целый ряд дыр. Связанных как с процессуальным порядком оформления сделки, так и защитой отдельных категорий и граждан.

Так, лишь через 1993 были приняты поправки и даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ставшие на сторону защиты детей. До этих пор родители массово отстраняли детей от участия в приватизации. Последствия просчета тянутся дол сих пор. Сроки давности по таким делам легко восстанавливаются.

Теперь дети, ставшие совершенно взрослыми людьми, обращаются в суды для защиты своих нарушенных прав. Квартиры, приватизированные когда-то с нарушением закона, могут уже не раз сменить владельца. В итоге, сделки, последовавшие за не правомерной приватизацией, признаются недействительными, и последний владелец несет крупные убытки. Ведь вернуть деньги за жилье уже практически нереально.

В целях защиты детей сирот был установлен 5-летний мораторий на приватизацию выделенных им государством квартиры. Но это тоже произошло не сразу. В итоге, большая часть сирот осталась на улице, попав в лапы мошенников.

Еще одно важное изменение последних лет коснулось коммунальных квартир. Закон 1991 года о них вовсе не упоминает, а ведь после распада СССР недвижимости такого типа оказалось довольно много.

Возникал вопрос о том, возможно ли в принципе приватизировать квартиру с местами общего пользования. Ответ на этот вопрос дал Пленум ВС РФ уже после 2000 х. Действительно, приватизировать такое жилье можно. Даже согласия жильцов отдельных комнат не потребуется.

При этом места общего пользования останутся общими и в собственность не перейдут.

Кроме этих был еще целый ряд менее заметных изменений и разъяснений. Сейчас приватизировано порядка 80 % муниципального или государственного жилищного фонда и совершенствование законодательства в этой сфере, скорее всего, продолжится.

Когда закончится приватизация?

Это едва ли не самый животрепещущий вопрос последних лет. Граждане порой оттягивали приватизацию в ожидании лучших условий или подходящего момента. Кто-то не мог приватизировать жилье из-за отсутствия согласия всех зарегистрированных лиц. Это создавало страх «не успеть» бесплатно приватизировать жилье.

В первой редакции закона 1991 года сроки приватизации не оговаривались. Однако, новый ЖК РФ 2004 года о приватизации умалчивал. Поэтому сроком окончания приватизации стало считаться 01.03.2005 – дата вступления в силу нового Кодекса.

Источник: https://leonmonitor.ru/v-kakom-godu-nachalas-privatizacija-kvartir-v-rossii-2/

Приватизация жилья: как это было?

Дата начала приватизации жилья в россии

23.06.2011 | 15:50 21738

Массовая приватизация жилья продолжается в России уже двадцать лет. И сегодня трудно поверить в то, что когда-то эта теперь уже обычная житейская практика воспринималась как системная реформа, цель которой – радикально изменить отношения к собственности.

Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР». А днем раньше Верховный Совет РСФСР утвердил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Две приватизации – хорошая и плохая – начались почти одновременно.

Нельзя сказать, что для советских граждан это была неожиданная новость.

О том, что приватизация жилья неизбежна, они догадывались и даже были уверены в том, что за собственное жилье им обязательно придется платить.

Как следствие, их волновала в основном лишь денежная сумма, которую государство назначит в качестве цены за конкретные квадратные метры. И еще – установленные срок и способ оплаты.

На волнующие граждан вопросы законодатель ответил лишь в самом общем виде. По закону граждане, проживающие в домах государственного и муниципального фондов, получили право на бесплатную приватизацию не менее 18 кв.

м общей площади используемого жилья в расчете на одного жильца. И еще дополнительно не менее 9 бесплатных кв. м – в расчете на одну семью.

Разница между стоимостью квартиры и стоимостью «бесплатного жилья» подлежала оплате.

История распорядилась таким образом, что на заре приватизации жилья российское государство так и не сумело сообщить своим гражданам, сколько по справедливости стоят их квартиры.

Но зато очень скоро граждане лично узнали, как реально работают свободные рыночные цены и что есть такое гиперинфляция.

Как следствие, их уже не интересовали расчеты государства, повседневная математика оказалась важнее.

Тем не менее, оценочные комиссии, созданные при местных Советах для расчета стоимости приватизируемого жилья, продолжали работать, несмотря на абсолютную бессмысленность данного им поручения. До тех пор пока в конце декабря 1992 года Верховный Совет РФ не принял единственно возможное на тот момент решение – гарантировать гражданам России право на бесплатную приватизацию жилья.

Другая жизнь Виталия Найшуля
Слово «приватизация», как многие другие слова из лексикона реформаторов, было заимствовано на Западе.

Правда, на английском языке оно звучало несколько иначе — «реприватизация»: этим термином обозначались методы экономической политики, известной как «рейганомика» и «тэтчеризм».

К этим методам обычно относились: денационализация, дерегулирование и частно-государственное партнерство.

Первым советским экономистом, кто употребил слово «приватизация» в контексте анализа кризиса отечественной экономики, был сотрудник Экономического института Госплана СССР Виталий Найшуль. В середине 80-х годов прошлого века его рукопись «Другая жизнь», распространявшаяся по каналам самиздата, была хорошо известна в кругу советских теоретиков-экономистов, читавших не только правильные книги.

Первая глава рукописи называлась «Реформа», что отражало ее содержание: в ней подробно описывалась будущая экономическая реформа в СССР. Сегодня мы можем сказать, что это была лишь очередная утопия в духе весьма популярного в то время «народного капитализма», однако именно ее автор придумал «ваучер». И конкретно описал реформу, которую мы сегодня знаем под названием «приватизация жилья».

Другая жизнь в представлении Виталия Найшуля: «Параллельно с экономической реформой в стране пройдет жилищная реформа, которая затронет многих из нас. Все граждане страны получат жилую площадь, на которой они постоянно прописаны в полную собственность». Это было написано в 1985 году, еще до «перестройки».

Но я решил вспомнить об этой книге Виталия Найшуля не только для того, чтобы уточнить, кто на самом деле является «автором» идеи приватизации в России. Есть и другая непосредственно относящаяся к нашей теме причина. В 1994 году Виталий Найшуль сделал вывод, который может показаться абсурдным: приватизация жилья произошла в стране не вчера, а гораздо раньше – на рубеже 60-х -70-х годов.

Чтобы понять этот вывод, недостаточно обратиться к историческим фактам. Следует также расстаться с весьма устойчивым социалистическим мифом, будто социализм и такие явления, как частная собственность и рынок, практически несовместимы. Эта несовместимость бесспорна лишь в теории, но на практике социализм всегда лишь попытка – и всегда неудачная – ликвидировать частную собственность и рынок.

Государство и собственность
Для начала вспомним, что в СССР существовали так называемые кооперативные квартиры.

Или – что более точно – квартиры в кооперативе, поскольку их законным собственником являлся кооператив, а жильцы были всего пайщиками.

Эта ситуация изменилась в марте 1988 года с принятием совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития жилищной кооперации».

Данным документом было установлено, что член кооператива, если он полностью выплатил паевой взнос, в случае выбытия из кооператива имеет право получить уже выплаченный паевой взнос обратно за вычетом амортизации либо передать квартиру своим родственникам или другим лицам. Требовалось лишь согласие кооператива. В данном случае фактически имело место купля-продажа, осуществляемая в два этапа. Сначала кооператив выкупал квартиру у пайщика, затем продавал ее жильцам.

Но это правило действовало недолго: с 1 июля 1990 года вступил в действие закон «О собственности в СССР», в соответствии с которым член кооператива, выплативший паевой взнос полностью, признавался собственником уже оплаченного имущества.

Кооперативные квартиры превратились в частные. Кроме того, новым законом было впервые установлено, что наниматель жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и члены его семьи вправе выкупить у собственника соответствующую квартиру или дом.

Не указано было лишь то, как это сделать.

Новая разновидность собственности получила название «собственность граждан». Привычное понятие «личная собственность» уже не использовалось, однако открыто употреблять запретное словосочетание «частная собственность» союзная власть не решалась. Однако из текста закона следовало: собственность граждан есть самая настоящая свободно отчуждаемая частная собственность.

Но и этот закон существовал недолго. С 1 января его действие было отменено на территории России решением Верховного Совета РСФСР. Вступил в действие Закон РСФСР «О собственности в РСФСР».

В отношении признания прав собственности граждан на жилье формально ничего не изменилось, российский закон буквально повторил положения общесоюзного закона.

Новизна заключалось лишь в том, что впервые квартиры были «прописаны» в законе как объекты собственности граждан.

Собственность и свобода
Наш небольшой исторический экскурс позволяет сделать два вывода. Вывод первый: частную собственность на жилье «создать» путем изменения действующего закона невозможно.

Требуется, чтобы вышестоящие органы власти приказали нижестоящим органам: дать гражданам то, что им причитается.

Иначе говоря, требуется снять все существующие запреты на свободное использование частного имущества.

Вывод второй: робкая попытка советской власти «монетизировать» жилищные права граждан была обречена на провал. В этом отношении весьма показательна история реализации Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года №1440 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного фонда». Исторически это была первая попытка приватизации жилья.

В этом документе не декларировалось, а именно разрешалось местным органам власти продавать квартиры их нанимателям. Кроме того, разрешалась продажа незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту. Подчеркнем: данное постановление было составлено именно как указание. В нем, в частности, содержалась рекомендация продавать все квартиры в конкретном доме.

Возможностью выкупить собственное жилье у государства реально воспользовалась ничтожная часть населения страны.

Есть данные, что до начала массовой бесплатной приватизации жилья в Российской Федерации было продано всего 0,2% жилищного фонда.

Но чтобы понять, почему советские граждане так низко ценили возможность получить жилье в собственность, следует ответить на весьма коварный вопрос: что означала в советское время государственная собственность на городские квартиры?

На языке советского жилищного права ответ должен быть следующим: государство выступало как наймодатель в отношениях с жильцами и в этом качестве являлось собственником всех квартир. Но тогда возникает другой вопрос: имела ли власть возможность выселить жильцов из квартиры, где они были постоянно прописаны?

В сталинские времена это было, безусловно, возможно. Но во времена «застоя» у государства практически не осталось законных оснований для выселения рядового законопослушного жильца из его квартиры. На данное обстоятельство и указывал Виталий Найшуль, когда сделал вывод о том, что приватизация жилья произошла в период «застоя». Жилплощадь стала для гражданина территорией личной свободы.

По молчаливому договору государство уже не вторгалось на эту территорию и даже больше – взяло на себя обязательство защищать ее от притязаний третьих лиц. Это явление Виталий Найшуль назвал «советское обычное право» и оно действительно напоминает многие феодальные обычаи. Сбылась мечта Шарикова: все граждане получили бесповоротное право на гарантированные квадратные метры.

Отсюда ясно, почему советские граждане не видели смысла в том, чтобы выкупать собственное жилье у государства. Причина первая — это была нелегитимная сделка. Нельзя сначала что-то дать, а потом потребовать за это деньги.

Причина вторая – отсутствовало то, что сегодня называется «рыночная стоимость» недвижимости. Для граждан имела смысл не приватизация жилья как таковая, а ее реальная «монетизация». Но для этого требовался свободный рынок.

Читайте далее: «Приватизация жилья: как стать миллионером?»

Вячеслав Костров   

Источник: https://www.bn.ru/gazeta/articles/83734/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.