Договор патронатного воспитания

Об утверждении примерной формы договора о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (с изменениями на 8 ноября 2017 года), Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2014 года №321

Договор патронатного воспитания

(с изменениями на 8 ноября 2017 года)

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.11.2017 N 445)

В соответствии с Законом Чувашской Республики “О патронатной форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике” Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую примерную форму договора о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

2. Признать утратившими силу:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2006 г.

N 318 “Об утверждении Правил финансирования содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронат образовательными учреждениями патронатного типа, и примерной формы договора об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя”;

абзац утратил силу. – Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.11.2017 N 445;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 августа 2012 г. N 342 “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2006 г. N 318”.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

4. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Кабинета МинистровЧувашской Республики

И.МОТОРИН

Примерная форма договора о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)

УтвержденапостановлениемКабинета МинистровЧувашской Республики

от 24.09.2014 N 321

                             ДОГОВОР N _______

          о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)

                                                  ___ ____________ 20___ г.

    Орган опеки и попечительства _________________________________________,

                                (наименование органа опеки и попечительства

                                 по месту жительства (нахождения) ребенка)

именуемый в дальнейшем “орган опеки и попечительства”, в лице _____________

__________________________________________________________________________,

                   (должность, Ф.И.О. должностного лица)

действующего(ей) на основании ____________________________________________,

                              (документ, в том числе нормативный правовой

                                акт, на основании которого осуществляет

                                     деятельность должностное лицо)

и гражданин(ка) __________________________________________________________,

                       (Ф.И.О., паспортные данные желающего взять

                          ребенка (детей) на воспитание в семью)

проживающий(ая) __________________________________________________________,

                               (адрес места жительства)

именуемый(ая) в дальнейшем “патронатный воспитатель”, совместно именуемые в

дальнейшем “Стороны”, заключили Договор о нижеследующем.

I. Предмет Договора

                            I. Предмет Договора

    В  соответствии с настоящим Договором патронатный воспитатель обязуется

принять на воспитание в свою семью ________________________________________

___________________________________________________________________________

   (сведения о ребенке (детях), передаваемом(ых) в патронатную семью (на

                     патронат, патронатное воспитание)

__________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. ребенка (детей), дата рождения, N, серия свидетельства о рождении,

                            кем и когда выдано)

а орган опеки и попечительства обязуется передать ребенка в патронатную

семью (на патронат, патронатное воспитание).

II. Права и обязанности Сторон

2.1. Права и обязанности патронатного воспитателя:

2.1.1. Патронатный воспитатель по отношению к ребенку (детям), переданному ему на патронат, осуществляет права и исполняет обязанности опекуна или попечителя и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

2.1.2. Патронатный воспитатель является законным представителем ребенка (детей), переданного ему на патронат.

2.1.3.

Патронатный воспитатель получает предварительное разрешение на распоряжение счетом ребенка (детей), переданного ему на патронат, в части расходования средств, причитающихся ребенку (детям), переданному ему на патронат, в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его (их) содержание социальных выплат, и пользуется мерами социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

2.1.4. Патронатный воспитатель обязан воспитывать ребенка (детей), переданного ему на патронат, заботиться о его (их) здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его (их) к самостоятельной жизни, в том числе:

защищать жизнь и здоровье, уважать человеческое достоинство ребенка (детей), переданного ему на патронат, соблюдать и защищать его (их) права и интересы;

совместно проживать с ребенком (детьми), переданным ему на патронат, поставить его (их) на регистрационный учет по месту жительства;

обеспечивать полноценный регулярный уход за ребенком (детьми), переданным ему на патронат, в соответствии с его (их) индивидуальными потребностями, в том числе обеспечивать прохождение ребенком (детьми) регулярной диспансеризации, при необходимости своевременно направлять на медицинское обследование, а также организовывать лечение;

организовывать получение образования ребенком (детьми), переданным ему на патронат. В случае невозможности посещения ребенком (детьми), переданным на патронат, организации, осуществляющей образовательную деятельность, по состоянию его (их) здоровья обеспечивать получение образования в установленных законодательством Российской Федерации доступных для ребенка (детей) формах;

обеспечивать посещение ребенком (детьми), переданным ему на патронат, образовательных организаций, следить за его успеваемостью;

выполнять обязанности по защите прав и законных интересов ребенка (детей), переданного ему на патронат, предоставлять по запросу органа опеки и попечительства информацию о выполнении своих обязанностей;

выполнять индивидуальную программу реабилитации ребенка (детей), переданного ему на патронат, разработанную совместно с органом опеки и попечительства (при ее наличии);

не препятствовать личному общению ребенка (детей), переданного ему на патронат, с его (их) кровными родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), переданного ему на патронат, его (их) нормальному развитию и воспитанию;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества ребенка (детей), переданного ему на патронат, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе расходовать суммы алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат, предоставляемых на содержание приемного ребенка (детей), только в его (их) интересах;

незамедлительно извещать орган опеки и попечительства о возникновении в патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), переданного ему на патронат.

2.1.5.

Патронатный воспитатель ежеквартально не позднее _______ текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий квартал о хранении, об использовании имущества ребенка (детей), переданного ему на патронат, и об управлении таким имуществом. В случае отстранения от своих обязанностей по основаниям, предусмотренным настоящим Договором, патронатный воспитатель должен представить отчет не позднее трех дней с момента, когда его известили об указанном отстранении.

2.1.6. Патронатный воспитатель имеет право:

получать информацию о состоянии физического и умственного развития ребенка (детей), переданного ему на патронат, сведения о его (их) родителях;

получать консультативную помощь в вопросах воспитания, образования, защиты прав и законных интересов ребенка (детей), переданного ему на патронат;

самостоятельно определять формы содержания, воспитания и образования ребенка (детей), переданного ему на патронат, включая его (их) распорядок дня, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также настоящим Договором;

решать текущие вопросы жизнедеятельности ребенка (детей), переданного ему на патронат.

2.1.7. Права патронатного воспитателя не могут осуществляться в противоречии с интересами и правами ребенка (детей), переданного ему на патронат.

2.1.8. При осуществлении своих прав и обязанностей патронатный воспитатель не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка (детей), переданного ему на патронат, его (их) нравственному развитию.

2.1.9. При временном отсутствии ребенка (детей), переданного на патронат, в месте жительства, в частности в связи с обучением или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, права и обязанности патронатного воспитателя не прекращаются.

2.1.10. Патронатный воспитатель:

воспитывает ребенка (детей), переданного ему на патронат, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь, создает условия для получения ребенком (детьми) образования, заботится о его (их) здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

создает ребенку (детям), переданному ему на патронат, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия, а также обеспечивает полноценное качественное питание в соответствии с установленными нормами и санитарными, гигиеническими требованиями.

2.1.11. Способы воспитания ребенка (детей), переданного на патронат, должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка (детей).

Источник: http://docs2.kodeks.ru/document/411709349

Патронатная семья: что это такое, понятие и порядок образования в 2018 году

Договор патронатного воспитания

Патронатная семья является одной из разновидностей опеки и попечительства. Ребенка передают на проживание к людям, официально оформившим трудовое соглашение с Детским домом. Они получают зарплату воспитателей и обязаны выполнять условия договора. Права на малыша сохраняются у представителей органов опеки и попечительства (ООП) и детского дома, где он ранее содержался.

Определение понятия «патронатный воспитатель»

Патронатное воспитание – это возмездная (оплачиваемая) форма опеки над детьми, лишившихся родителей временно или на постоянной основе.

В первом случае речь идет о попадании мама и папы или одного из них в больницу или появлении разлада в семье, в котором ребенку лучше не участвовать. Второй вариант становится актуален после смерти или лишения прав родителей или усыновителей.

Основателями службы патроната являются органы опеки. Нанимают воспитателей специальные учреждения (приюты, детские дома), где содержатся дети-сироты.

Состояние здоровья малыша абсолютно не играет никакой роли. Установление патроната лишь подразумевает предоставление определенных услуг (заботы, ухода, кормления) нанятыми воспитателями. Государство продолжит и дальше предоставлять бесплатное лечение, а также помощь педагогов и детских психологов. Следует отличать патронат от прочих форм опеки и попечительства:

  • Приемная семья может написать заявление в ООП о желании взять под свою опеку малыша, оставшегося без родителей. Приемные родители приобретают права и обязанности опекунов.
  • Во временной (фостеровской) приемной семье ребенок проживает до определения его дальнейшей судьбы (назначения опекунов, возвращения в детский дом, восстановления родительских прав, усыновления). В отличие от других стран, в России подобная форма опеки фактически неразвита из-за низкого уровня жизни.
  • Патронаж переводится с французского языка как «попечительство». Устанавливают его над дееспособными гражданами (преимущественно стариками). Суть данного вида опеки в уходе за подопечными.
  • Опекун назначается людям, лишенным в ходе судебного слушанья статуса «дееспособен», и детям до 14 лет. Помимо ухода, он обязан содержать и защищать подопечных от юридических и физических лиц и действовать от их имени.
  • Попечитель требуется подросткам от 14 лет до 18 лет и частично недееспособным людям. Он обязан присматривать за подопечным и защищать его имущество от посягательства прочих лиц.

Словарь Ушакова и вовсе называет «патронат» и «патронаж» словами-синонимами. Суть их в предоставлении покровительства нуждающимся лицам, поэтому для многих людей нет разницы в понятиях «патронажная семья» и «патронатная семья». На самом деле их цели и методы выполнения немного отличаются:

  • Патронат является возмездной формой опеки над детьми и регулируется 14 ст. ФЗ №48 и нормами Семейного кодекса. Нанятые воспитатели выполняют определенные обязанности, оговоренные в договоре, и находятся под наблюдением государственного учреждения.
  • Патронаж регулируется 41 ст. Гражданского кодекса и устанавливается над больными пожилыми гражданами, способными здраво мыслить, но не имеющими возможности совершать повседневные дела. Уполномоченные лица обязаны безвозмездно следить за состоянием здоровья подопечных и помогать им в быту.

Преимущества патроната

Заключение патронатного договора с социальной службой принесет новоиспеченным воспитателям определенную пользу:

  • Бесплатные курсы правильного воспитания детей.
  • Выплаты денежных средств (пособий, алиментов) на содержание ребенка.
  • Официальная работа с отпуском, трудовым стажем, заработной платой, премиями и оплатой больничного листа.
  • Бесплатная помощь юриста, детского психолога, педиатра, социального работника и педагога.
  • Полезный опыт воспитателя.

Детям патронатное воспитание принесет не меньше пользы:

  • Ребенок продолжит получать гарантированные государством пособия и льготы.
  • У сироты появится возможность жить в комфортных условиях с людьми, желающими заботиться и ухаживать, а не в приюте.
  • Малыш получит хорошее образование и требуемые социальные навыки, воспитываясь в семье.

Срок патронатного воспитания

Законом установлены определенные сроки проживания ребенка в патронатной семье:

СрокОписание
ДлительныйСирота проживает у воспитателей до 18 лет
КороткийРебенка переводят на патронатное воспитание до возвращения к родным или нахождения органами опеки усыновителей, опекунов (попечителей) или другой патронатной семьи. Подобная мера актуальна, если малышу нельзя по определенным причинам находиться в приюте или его срочно изъяли из родной семьи.
ЧастичныйРебенок посещает воспитателей только на каникулах или по выходным. Устанавливается частичный патронат чаще всего над подростками, которые готовятся к взрослой жизни.

Кого могут передать в патронатную семью?

Установление патроната осуществляется над детьми, имеющими определенные «проблемы» с родителями:

  • они без вести пропали;
  • находятся на содержании медицинских учреждений;
  • признаны судом частично или полностью недееспособными;
  • содержатся в местах лишения свободы;
  • признаны умершими;
  • не имеют средств на содержание ребенка;
  • серьезно больны;
  • ограничены или лишены родительских прав.

Планируя передать малыша на патронатное воспитание, сотрудники приюта и органов опеки поступают исключительно в его интересах.

После достижения воспитанником 10 лет обязательно требуется его согласие.

Если речь идет о детях, находящихся в родственных связях (братьях, сестрах), то их следует оформить вместе в одну семью, или не трогать никого. Лишь по медицинским показателям возможны исключения.

Требования к воспитателям

Для устройства на работу воспитатель должен совершеннолетним здоровым человеком, имеющим высокие нравственные качества и личное жилье, удовлетворяющие требованиям органов опеки. Не имеют права осуществлять патронат над детьми следующие группы лиц:

  • люди без собственного жилья и прописки;
  • биологические родители;
  • ранее судимые граждане;
  • люди, лишенные родительских или опекунских прав;
  • бывшие усыновители;
  • инвалиды или имеющие проблемы со здоровьем люди;
  • недееспособные граждане.

Порядок оформления

Люди, желающие помогать детям, обязаны выяснить, создана ли в их городе служба патроната и каковы требования к воспитателям.

С этой целью обычно обращаются в администрацию (районную или городскую). Зайдя в здание, следует сразу направиться в опекунский совет. Уполномоченные лица предоставят необходимую информацию.

Если служба патроната учреждена, то важно запомнить следующий алгоритм действий:

  • Обратиться в службу патроната и написать заявление.
  • Пройти собеседования вместе с членами семьи, проживающими с заявителем.
  • Пройти полное медицинское обследование.
  • Окончить курсы подготовки воспитателей (длятся не более 80 часов).
  • Пройти проверку (сотрудники службы патроната посетят семью заявителя).
  • Получить перечень требуемых документов.
  • Пройти тест на психологическую совместимость, на основании которого будет подобран ребенок.
  • Познакомиться с будущим воспитанником.
  • Составить договор со службой патроната.

Уполномоченные органы помогут определиться с выбором ребенка и предоставят необходимую помощь (медицинскую, педагогическую, психологическую). Несоблюдение алгоритма действий может привести к отказу службой патроната от выдвинутой кандидатуры в воспитатели.

Необходимая документация

При оформлении нового сотрудника служба патроната тщательно изучает кандидата. Для установления личности и прочих нюансов потребуются такие документы:

  • Заявление о предоставлении ребенка на патронатное воспитание.
  • Документ, подтверждающий наличие официального дохода, и справка о размере зарплаты.
  • Справка, свидетельствующая о наличии жилплощади и ее соответствии установленным нормам.
  • Результаты медицинской экспертизы, подтверждающие хорошее состояние здоровья.
  • Свидетельство о браке и пенсионное удостоверение (при наличии).
  • Одобрение (в письменном виде) совершеннолетних граждан, живущих в одном доме с кандидатом в воспитатели, касаемо становления частью патронатной семьи.
  • Справка из органов внутренних дел, в которой говорится, что заявитель ранее не имел судимостей.
  • Свидетельство об окончании курсов подготовки.

Составление договора

Договор является основой отношений воспитателя со службой патронажа и воспитанником. В нем указывается, сколько будут платить за предоставляемые услуги, какие права и обязанности предоставляются сторонам и прочие моменты. Стандартный договор включает в себя следующие пункты:

  • права и обязанности воспитателя и службы патроната;
  • условия оплаты;
  • срок действия составляемого договора.
  • социальные гарантии.

Адаптация

На сегодняшний день суть основной проблемы в патронатных семьях заключается в адаптации ребенка к новым условиям. Детские психологи выделяют 3 периода данного процесса:

  • Первый этап (постинтернатный) длится не более 1 месяца. Дети после попадания в чужую для них обстановку ведут себя по-разному. Часть из них прячется в отдаленных уголках дома, а другие радуются или задают бесчисленное количество вопросов. Постепенное изменение поведения говорит о начавшемся периоде адаптации. Ребенок боится сказать лишнего, понимая, что его могут вернуть обратно в приют. Если не проявить к новому жильцу заботу и ласку, то он станет замкнутым и может начать плакать по ночам, проявляя нарушенный психоэмоциональный фон. Психологи советуют в первые недели все внимание уделять малышу и показать, что его любят и не собираются отдавать. Иногда встречаются случаи, когда ребенок прячет подаренные вещи, игрушки и прочие предметы, боясь, что их отберут. Ругать его не стоит, так как со временем все встанет на свои места.
  • Второй этап занимает в среднем не менее 3-4 месяцев. Для него характерно проявления характера нового жильца. Воспитатели начинают замечать пробелы в образовании и эмоциональную неразвитость воспитанника. Выявленные отклонения связаны с недостаточным уровнем образования и навыков, а также отсутствием внимания со стороны родителей. Усугубят ситуации привычки, приобретенные в приюте. Из-за них возможны скандалы и обиды. Обыденные действия (гигиенические процедуры, уборка в комнате) для не привыкшего к ним малыша станут испытанием. Если у воспитателей не хватает опыта справиться с навалившимися проблемами, то стоит посоветоваться с детским психологом, предоставляемым учреждением, в котором раньше жил воспитанник. Постепенно ребенок перестанет капризничать и станет более открытым.
  • Третий этап фактически свидетельствует о полной акклиматизации в патронатной семье. Малыш перестает чувствовать себя чужим в доме воспитателей и хорошо к ним относится. Со стороны можно подумать, что перед глазами не сотрудники приюта и сирота, а настоящая семья.

Длительность адаптации может варьироваться в зависимости от возраста ребенка и ситуации, в которой он побывал перед попаданием в приют. Воспитателям лучше узнать об этих моментах заранее и проконсультироваться с психологом. Во избежание возникновения сложностей с адаптацией, специалисты советуют запомнить следующие моменты:

  • Воспитанник обязан слушаться воспитателей, но он также имеет право на выражение своих эмоций и проявление характера.
  • Лица, назначенные для патроната, должны пройти специальную подготовку, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям.
  • Для изучения методов сглаживания конфликтных ситуаций стоит периодически консультироваться с психологом.
  • Незначительные недостатки не должны быть поводом для скандала. Воспитатели обязаны терпеливо относиться к малышу и не обращать на мелочи внимания.

Патронатное воспитание является оплачиваемой формой опеки.

Помимо пособия на содержание малыша, воспитатель получает зарплату, так как является сотрудником детского дома или приюта, где ранее проживал воспитанник. Права на малыша остаются у службы патроната.

Воспитатель обязан лишь соблюдать условия составленного договора, за что и будет получать заработную плату. Оформлять его будут в штат Детского дома.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/zabota/patronatnaya-semya.html

Родители согласно договору – Журнал

Договор патронатного воспитания

В России, как известно, немало детей, оставшихся без родителей.

Однако многие из тех, кто готов был бы принять в семью чужого ребенка, не хотят связываться с детдомовцами, опасаясь трудноразрешимых психологических, медицинских, организационных и материальных проблем.

Части этих проблем можно избежать, если пойти по пути патронатного воспитания. Такой опыт уже есть в Москве и еще в 30 российских регионах.

Что такое патронат

       Федеральным законодательством предусмотрено три формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (или удочерение), передача под опеку (попечительство) или в приемную семью (главы 19, 20 и 21 Семейного кодекса). Усыновление означает передачу усыновителям всех прав и обязанностей по отношению к ребенку, то есть фактически назначение их новыми родителями. Решение об усыновлении (удочерении) принимается судом. Передача под опеку, попечительство или в приемную семью осуществляется по решению органа опеки и попечительства муниципального образования. При этом передача в приемную семью осуществляется на основании договора, в котором оговариваются права и обязанности по отношению к детям как органов опеки, так и приемных родителей. Однако во всех случаях будущим родителям, прежде чем забрать ребенка в семью, предстоит пройти не менее семи стадий. На каждой из них их могут поджидать бюрократы, которые не только не имеют служебной заинтересованности в благополучном и для ребенка, и для его будущих родителей решении вопроса, но еще и обладают достаточными полномочиями, чтобы максимально усложнить процесс.        Предусмотренное нормативными актами некоторых субъектов федерации патронатное воспитание по многим критериям совершеннее предусмотренных федеральным законодательством форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Суть патронатного воспитания заключается в следующем. Лица, желающие взять ребенка на условиях патроната, обращаются в специализированное учреждение, которому органы опеки и попечительства поручили делать часть своей работы. Это учреждение проводит специальную подготовку будущих патронатных родителей (в некоторых субъектах федерации их называют патронатными воспитателями), как психологическую, так и педагогическую и организационную, помогает собрать необходимые справки. Эта же структура заключает с патронатными родителями договор, в котором оговариваются права и обязанности по воспитанию ребенка, причем как будущих патронатных родителей, так и самого учреждения. В частности, такое учреждение на протяжении всего периода действия договора оказывает патронатным родителям помощь в решении любых проблем, возникающих в процессе воспитания. Например, если ребенок заболел, специалисты помогут его вылечить. Если у него возникли психологические проблемы в общении с родителями, другими детьми в семье или школе, специалисты патронатного учреждения должны помочь и в этом. Юристы и соцработники помогут обеспечить ребенка положенными ему пособиями и льготами, в частности льготами при поступлении в вуз, выбьют сироте бесплатную квартиру (правда, пока что такая возможность есть только в Москве), которая полагается ему при достижении совершеннолетия, и т. д.        Что касается патронатных родителей, то они вправе получать плату за воспитание ребенка (хотя это довольно небольшие деньги), а также средства на приобретение ему одежды, обуви, компенсацию других расходов. Иными словами, патронатные родители и патронатное учреждение несут совместную ответственность за воспитание ребенка. Родители дают то, чего не могут дать ни педагоги, ни психологи: возможность расти в семье; специалисты — профессиональную помощь, в которой такие дети, как правило, нуждаются гораздо чаще, чем дети благополучные.        Модель патронатного воспитания, согласно законам, например, Калининградской области и Москвы (модель имеет региональные отличия), имеет шесть основных преимуществ по сравнению с федеральными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей:        — менее бюрократизированная процедура передачи детей на воспитание в семью;        — наличие профессиональной службы, постоянное участие специалистов патронатного учреждения в воспитании детей в семьях, четко определенные их права и обязанности;        — возможность поместить в семью ребенка как с установленным, так и с не установленным пока статусом с простым переоформлением договора при его установлении без смены формы устройства ребенка и правоотношений с семьей;        — специальная подготовка ребенка к помещению в семью и профессиональный подбор семьи для ребенка;        — специальная подготовка семьи к приему ребенка;        — расширение круга семей, которые могут взять ребенка на воспитание (вне зависимости от возраста, состава семьи, образования и дохода).        При этом патронат обладает преимуществами, которые есть в приемных семьях:        — само это занятие решает проблему занятости патронатного воспитателя (в случае патроната заключается трудовой договор);        — сохранение пособий и льгот, полагающихся ребенку, оставшемуся без попечения родителей, компенсация патронатным родителям расходов, связанных с содержанием патронируемого ребенка.        Заметим, что модель патронатного устройства, как показывает практика, даже при том, что для его организации должна существовать специальная служба, дает экономию бюджетных средств по сравнению с обычным детдомом как минимум на 35%.        

Кто может быть патронатным родителем

       Формальные требования к будущим патронатным родителям практически не отличаются от требований к лицам, желающим усыновить ребенка, взять под опеку или в приемную семью.        Не могут стать патронатными родителями лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах, отстраненные от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей. Кроме того, не могут ими стать лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, не имеющие на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства и надлежащего жилого помещения, а также имеющие на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Кандидаты в патронатные родители проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном для будущих усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей. При этом выявляются как психические проблемы, так и наличие органических заболеваний, препятствующих полноценному выполнению ими обязанностей родителей. По словам Марии Терновской, директора детского дома #19, первого в России московского центра по патронатному воспитанию, на практике основную роль играют обследование семьи и подготовка, проводимая службой этого детского дома по устройству детей на воспитание в семью, и их результаты.        

Подготовка патронатных родителей

       Поэтому, если у вас есть желание взять на воспитание оставшегося без родителей ребенка и формальным критериям (отсутствие психических отклонений, судимости и т. п.) вы удовлетворяете, есть смысл обратиться в патронатное учреждение или службу, если такие есть в вашем регионе. После предварительного собеседования вам объяснят, какие справки нужно собрать по месту жительства, подскажут, где пройти медицинское освидетельствование. Затем будущим патронатным родителям придется походить на семинары, тренинги, где их познакомят с основами педагогики и детской психологии и помогут примерить на себя роли приемных отца и матери. Одновременно с помощью тренингов они смогут оценить, насколько им по силам обязательства, которые придется на себя взвалить. Когда автор впервые зашел на интернет-сайт, посвященный вопросам усыновления (www.usynovite.ru), и познакомился с федеральной базой данных детей, нуждающихся в родителях, первым его желанием было усыновить всех. По словам Марии Терновской, это нормальная первая реакция. Однако потом любой разумный человек задумывается, есть ли у него для этого силы и возможности, с какими проблемами ребенка он может справиться, а с какими нет, сможет ли принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему, каково будет его семье с новым ребенком и т. д.        Если обучение прошло успешно, представители патронатного учреждения обследуют семью кандидатов — в частности, проверяют жилищные, бытовые условия, расспрашивают членов семьи, выясняя, разделяют ли они намерения будущих патронатных родителей, пытаются понять каждого домочадца и его мотивы, а также вникают в то, как организована семья как система, впишется ли туда ребенок. Добрые отношения в семье, понимание проблем ребенка, разлученного с семьей, желание сотрудничать со службой — ключевые факторы для принятия решения о судьбе ребенка и патронатных родителей.        Если эти этапы пройдены успешно, учреждение патроната помогает будущим патронатным родителям подобрать ребенка, который нуждается в их заботе и мог бы вписаться в их семью (у многих патронатных родителей есть собственные дети).        

Договор о патронатном воспитании

       В случае, если патронатные родители и их будущий воспитанник психологически подходят друг другу, между родителями и патронатным учреждением заключается договор. Фактически патронатные родители принимаются на работу. Вознаграждение за воспитание устанавливается законодательством субъекта федерации. Например, в Москве в соответствии со статьей 9 закона города Москвы “Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве” их ежемесячная зарплата составляет от 3,5 до 4,5 минимального размера оплаты труда (то есть от 3850 до 4950 руб.). На ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство.        Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета, выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации), и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и в сроки в соответствии с действующими нормативами, договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования.        Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.        Патронатные семьи за десять лет существования этого института вырастили более 5 тыс. детей. Эти дети прекрасно социально адаптированы, успешно учатся, работают. Система патронатного воспитания доказала свою эффективность. Из опыта московского детдома #19 видно, что по этой системе можно устроить в семью до 90% детей, оставшихся без попечения родителей, минимизировать возвраты детей.        При всех вроде бы очевидных преимуществах этой модели у нее есть противники. Систему патронатного воспитания пытаются урезать до гостевой формы, когда дети забираются в семьи на выходные и каникулы. Чиновники, видимо, не хотят понимать, что дети будут переживать разлуку со своими новыми родителями каждый раз, когда их возвращают в казенный дом. Похоже, бюрократам важнее сохранить систему детских домов и интернатов, чтобы не потерять бюджетное финансирование и поток пожертвований от частных лиц. Другим способом бюрократического выхолащивания идеи патронатного воспитания является попытка заменить работу бумагами. В ряде регионов требуют от семьи заключения нескольких договоров одновременно — не только с патронатным учреждением, но и с органами соцобеспечения, милицией и т. д., так что патронатные родители уже и понять не могут, кто же со стороны государства будет помогать им в воспитании детей.        Чтобы избежать подобных проблем и создать эффективную систему патронатного воспитания, необходимо трансформировать федеральное законодательство. Возможно, потребуется ввести новую главу в Семейный кодекс, посвященную патронатному воспитанию, либо видоизменить содержание главы 21 кодекса, трансформировав институт приемной семьи по модели патроната.

МАКСИМ ЧЕРНИГОВСКИЙ

       

       Автор благодарит директора детского дома #19 города Москвы Марию Терновскую за помощь в подготовке материала.

       

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/724987

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.