Государственная собственность на землю промышленные предприятия

Содержание

Земли промышленности и их использование в России в 2020 году

Государственная собственность на землю промышленные предприятия
Время чтения: 4 минут

Земельное право – комплексная отрасль права с множеством нюансов. Особым правовым режимом отличаются земли промышленности.

По всей стране есть территории, которым присвоен этот статус, оказывающий прямое влияние на специфику их использования. Земли промышленного назначения – объект государственного регулирования.

Существование подобных зон необходимо для того, чтобы обеспечить более эффективную деятельность предприятий.

Детальнее о видах земель

Как и любая другая, категория земель промышленности имеет свои особенности. Приоритетом является использование территории согласно установленному целевому назначению.

Статья 87 ЗК РФ помогает определить, что следует относить к землям промышленности. К ним принадлежат участки, находящиеся вне поселений, там, где расположены заводы, фабрики и так далее. Обычно в таких условиях:

  • размещают оборудование, которое задействуют для производства: прессы, конвейеры;
  • возводят помещения фабричной администрации, склады, столовые.

Это всё позволяет создать оптимальные условия для предпринимательской деятельности.

По специфике задач вся территория РФ подразделяется на земли промышленного назначения, а также зоны, выделенные для:

  • энергетики;
  • транспорта;
  • связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • обеспечения космической деятельности;
  • обороны и безопасности;
  • иного специального назначения.

Для повышения безопасности населения и создания нормальных условий эксплуатации территории нередко дополняются охранными, санитарно-защитными зонами.

Подробнее о том, чем отличаются категории земель в РФ.

Законодательное регулирование и статус территорий

К основным законам, которые регулируют правовой статус земель, относят:

Земля промназначения используется в разных правовых формах. К ней не применяется пожизненное наследуемое владение. Для некоторых территорий ограничено право частной собственности, например, в целях обороны.

Постоянно пользоваться таким участком могут субъекты, осуществляющие на нём долговременную деятельность. Распространено право временного пользования. Поскольку не многим известно, что это такое, поясним: это возможность использовать участок на протяжении срока, указанного в законе или договоре.

В промышленных зонах часто прослеживается вредоносный характер производственной деятельности, поэтому возникает необходимость в возведении защитных сооружений.

С этой целью обычно применяют пространственные разрывы, в пределах которых устанавливается особый режим использования земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания. Это позволяет нейтрализовать или значительно ослабить негативное воздействие на экосистему.

Группы промышленных земель и зон спецназначения

Промышленные территории можно разделить на несколько групп. Каждая из них отличается целевым назначением, что определяет особенности эксплуатации участка. Порядок группировки территории изложен в Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49.

К землям промышленности и иного специального назначения относятся:

  1. Участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, возведения аэропортов, гидроэлектростанций и так далее.
  2. Территории для строительства производственных и административных зданий, установления полос отвода железных дорог и прочего.
  3. Зоны для разработки полезных ископаемых, автомобильных трасс и так далее.
  4. Участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, автовокзалов, автостанций.

К последней группе относят объекты военного назначения.

Правовое положение промышленных участков

Правовой режим территорий промышленности и иного назначения – это система законодательного регулирования отношений по эксплуатации и обеспечению безопасности этих участков.

К элементам данной правовой категории относят:

  • принципы эксплуатации территорий промышленного назначения;
  • состав субъектов прав;
  • порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей;
  • санкции за нарушение правовых норм.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от цели предполагают существование ещё двух режимов: добывающего и обрабатывающего производства. Площадь под второй тип территорий предоставляется для размещения и эксплуатации предприятий всех организационных форм.

Добывающая промышленность тоже имеет свои нюансы. Её приоритетное назначение заключается в горных разработках: разведке, добыче и обработке полезных ресурсов.

Правовой режим, которому подчиняются земли иного специального назначения, закреплен Земельным кодексом и федеральными законами. В этих документах раскрываются необходимые понятия, излагаются особенности использования участков.

Территория промышленного назначения выделяется государством на правах собственности, аренды или пользования без обозначения чёткого срока эксплуатации. Субъектами прав на участки являются юридические лица и граждане.

Земли промышленного назначения формируются за счёт зон, которые не пригодны для ведения сельского хозяйства. Кроме того, закреплены ограничения на изъятие территорий, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для смены их правового режима.

Особенность статуса участков заключается в строгом нормировании границ зон, предоставленных для эксплуатации в несельскохозяйственных целях. Площадь территорий земель определяют:

  • нормы отвода участков для определенных видов деятельности;
  • правила землепользования и настройки;
  • градостроительная и проектная документация.

Правила управления промышленными территориями

Порядок, согласно которому используются земли специального назначения в границах города, определяется на основании форм собственности. Основными органами управления являются структуры, действующие в определенной отрасли промышленности, например, Минтранс РФ.

Министерства организуют деятельность, ориентируясь на предписания Правительства России, согласовывают вопросы использования участков с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Органам управления поручен спектр важных задач:

  • обеспечивать охрану зон;
  • осуществлять производственный контроль, мониторинг и землеустройство;
  • заниматься разработкой и реализацией внутренних правил землепользования;
  • определять, с какой целью будут использоваться отдельные участки.

Зоны промышленного назначения призваны обеспечивать пространственный базис. Они служат местом для размещения средств производства, связи. В состав таких территорий часто включаются участки с особыми условиями эксплуатации и охраны. Такие зоны обозначаются на местности знаками, чтобы уведомить население об их специфическом режиме.

Порядок смены категории земли

Иногда собственнику участка может потребоваться смена целевого назначения территории. Тогда ее переводят из одной категории в другую на основании положений ЗК РФ, ФЗ № 172 и локальных нормативных актов.

В связи с тем, что земли промышленности и иного специального назначения находятся в определенном правовом статусе, для его изменения представители власти или заинтересованные лица составляют ходатайство. В нём указывают:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Категорию, к которой относится участок.
  3. Категорию, в которую будет осуществляться перевод.
  4. Основание для смены статуса территории.

В случае необходимости проводится государственная экологическая экспертиза.

Спустя 2 месяца с даты регистрации ходатайства соответствующий орган принимает акт о переводе участка в другую категорию либо объявляет об отказе. Документ отправляют заинтересованным лицам в течение 2 недель со дня принятия решения.

Земельный участок промышленного назначения переводится в иную категорию по общим правилам.

Смена статуса невозможна, если территория загрязнена, застроена заброшенными и аварийными зданиями, в пределах зоны велись работы, в результате которых был нанесен урон почве и так далее.

Вывод

Земли промышленности обладают особым статусом, который определяет специфику их использования. Законодателем предусмотрена процедура по смене категории территории. Это позволяет эксплуатировать участки с максимальной эффективностью.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-promyshlennosti.html

Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Государственная собственность на землю промышленные предприятия

Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований является принципом земельного права, закрепленным в пп. 9 п.1 ст. 1 ЗК РФ. Согласно данному принципу правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В период существования СССР проблема разграничения государственной собственности не возникала: Советский Союза представлял собой фактически унитарное государство, в котором с момента принятия Декрета о земле 1917 г.

никаких иных форм собственности на землю, кроме государственной, не могло возникнуть в принципе.

Земля считалась всенародным достоянием, а деление вещей на движимые и недвижимые было успешно отменено еще в первые годы советской власти.

Перестройка и последующее формирование суверенного российского государства привели к коренному изменению правового регулирования имущественных отношений, в том числе в сфере государственной собственности на землю.

В течение 90-х годов прошлого века в научной литературе и органах государственной власти обсуждалось несколько стратегий формирования федерального, регионального и муниципального имущества.

В конечном итоге победила концепция не «передачи» земли и не «предоставления», а именно «разграничения».

Это связано, прежде всего, с тем, что в Российской Федерации закрепляется презумпция государственной собственности на землею.В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан и муниципальных образований.

Это единственный случай в ЗК РФ, где объектом права собственности признаются «земли». В случаях, когда ЗК РФ (ГК РФ тем более), регулирует вопросы собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан или юридических лиц, объектом права называется «земельный участок» (ст. 15; 17; 1; 19).

Таким образом, в собственности определенного лица – РФ, субъекта РФ, муниципального образования или частного лица может находиться только индивидуально определенный земельный участок. В чьей же собственности находится «земля»? В соответствии с Конституцией РФ, Россия является федеративным государством. Исходя из этого, п. 1 ст.

14 ГК РФ устанавливает круг субъектов государственной собственности: «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Таким образом, исходя из сопоставления и анализа данных норм, можно сделать вывод, что земля (территория) на которой не образованы земельные участки, не обрела своего конкретного собственника, так как не сформирован и объект собственности. Таким образом, разграничение собственности связано не с теоретической классификацией собственности по формам, а с материальным распределением земли между публичными собственниками.

В связи с этим необходимо обратить внимание, что разграничение государственной собственности не затрагивает теоретического аспекта деления собственности по формам. Конституция РФ закрепляет существование в России трех самостоятельных форм собственности: государственной, муниципальной и частной.

Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности и не входит в состав государственной, что подтверждается содержанием п. 1 ст. 214 ГК. Но ЗК РФ включил муниципальные образования в число участников разграничения.

Соответственно, разграничение государственной собственности на землю является одним из оснований возникновения права муниципальной собственности на земельный участок (п. 1 ст. 19 ЗК РФ).

Разграничение государственной собственности на землю – это процедура формирования и закрепления в собственность каждого уровня публичной власти (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) конкретных земельных участков из состава неразграниченной государственной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами.

Реализация принципа началась с принятием Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”(далее закон «О разграничении»). Указанный Закон и Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г.

№ 140 “Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности” предусматривали порядок разграничения государственной собственности, главным образом, исходя из принадлежности участка к определенной категории или субкатегории земель.

Первоначально предполагалось, что к началу 2008 г. будет зарегистрировано участков общей площадью около 1,2 млрд. га. Однако, по прошествии пяти лет действия данного закона, Правительством РФ были утверждены перечни, включающие только 8351 федеральный земельный участок, 36 – участков субъектов РФ и 45 – муниципальных участков.

Это было вызвано крайне сложной, централизованной, бюрократизированной процедурой разграничения, связанной с многочисленными согласованиями.

В соответствии с законом «О разграничении», право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования возникало с момента государственной регистрации, основанием для которой являлся Акт с перечнем земельных участков, отнесенных к конкретной собственности, утвержденный Правительством РФ.

В юридической ситуации, когда принятые земельные законы, и, в первую очередь, ЗК РФ исходят из того, что все земли в РФ являются уже разграниченными, затягивание процесса их разграничения стало серьезным тормозом в развитии земельных отношений.

Например,это создавало органам местного самоуправления ряд затруднений: по переводу земельного участка из одной категории в другую; установлению максимальных размеров земельных участков, передаваемых в частную собственность бесплатно; установлению дополнительных оснований изъятия земель для муниципальных нужд; определению размера арендной платы и т.д.

В 2006 г.

предпринимается радикальная реформа сразу двух земельных процедур: приватизации дачных (садовых) земельных участков (а также участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства) в целях расширения налогооблагаемой базы по земельному налогу (названной журналистами “дачной амнистией”) и упрощение порядка разграничения государственной собственности на землю.

Упрощение порядка разграничения государственной собственности на землю произошло после принятия 17 апреля 2006 г.

Федерального закона № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данным законом был отменен ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю и распоряжения неразграниченной государственной собственностью вынесены за пределы ЗК РФ и регулируются ст. 3 и ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» (далее Вводный закон).

Упрощенный порядок разграничения государственной собственности заключается в том, что не предусматривает административной процедуры такого разграничения, связанной с многочисленными поэтапными согласованиями и утверждениями перечней, как это предусматривалось ФЗ «О разграничении».

Само разграничение собственности произведено нормами ст. 3.1. Вводного закона и можно считать состоявшимся.

Право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на земельные участки, отнесенные к соответствующей собственности, уже возникло ввиду прямого указания в законе.

Однако у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований право собственности в полном объеме возникает с момента государственной регистрации, так как распоряжение разграниченными земельными участками может осуществляться только после государственной регистрации права собственности на них, если федеральными законами не предусмотрено иное (п. 10 ст. 3 Вводного закона).

В соответствии с п. 5 ст. 3.1 Вводного закона, изданные Правительством РФ на 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, являются основанием для государственной регистрации соответствующего права собственности. Таким образом, отмена закона о разграничении не повлекла за собой отмену результатов уже состоявшегося разграничения.

Неразграниченная государственная собственность регистрации не подлежит. В том же пункте Вводного закона устанавливается, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ею.

Исходя из этого, можно предположить, что возможна государственная регистрация неразграниченной государственной собственности на землю. Однако это не так. Анализ действующего законодательства показывает, что ни в законах, ни на подзаконном уровне не установлены основания и прядок такой регистрации.

В связи с этим, регистрация неразграниченной государственной собственности просто неосуществима.

В то же время, в связи с тем, что объектом прав на землю может быть только земельный участок, для целей предоставления необходимо образовать его из государственных и муниципальных земель.

В этом случае одним из этапов образования земельного участка является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте территории).

В случае если земельный участок предоставляется на праве аренда, постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, он остается в неразграниченной государственной собственности.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что закон оставил неразграниченными не только земли, но и множество уже сформированных земельных участков.

Так, земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в частной собственности, незастроенные земельные участки, находящиеся у физических или юридических лиц (кроме государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления) на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, если по отношению к ним не была осуществлена государственная регистрация права собственности РФ, земли фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и др. в настоящее время относятся к неразграниченной государственной собственности. В подавляющем большинстве случаев такие земельные участки являются оборотоспособными и могут быть переданы в частную собственность. Таким образом, такие участки «законсервированы» в правовом режиме неразграниченной государственной собственности и потенциально могут перейти в частную.

В связи с тем, что неразграниченная государственная собственность является бессубъектной, возникает вопрос: кто же осуществляет управление и распоряжение такими землями и земельными участками? ЗК РФ вообще е содержит упоминания о неразграниченных государственных землях, и тем более не определяет правовой режим таких земель.

Данный пробел восполняется п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», в котором указывается, что Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Из этого общего правила возможны два исключения.

Одно исключение содержит Федеральный закон от 08.11.

2007№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает особый порядок предоставления земельных участков, в том числе из неразграниченной государственной собственности, для размещения автомобильных дорог различного значения. Возможность осуществить такое перераспределение впредоставлена субъекту РФ посредством принятия своего закона, но только. В п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» определяется, что, законом субъекта РФ может быть установлено, что в отношении земель в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, орган государственной власти субъекта РФ. Необходимо отметить, что в данном случае федеральный закон не перераспределяет полномочия в пользу субъекта РФ, а дает возможность субъекту РФ самому перераспределить данные полномочия посредством принятия регионального закона.

Таким образом, в настоящий моментв Российской Федерации государственная собственность подразделяется на три вида – собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и неразграниченная государственная собственность.

Источник: https://studopedia.ru/24_60587_razgranichenie-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-zemlyu-na-sobstvennost-rf-sub-ektov-rf-i-munitsipalnih-obrazovaniy.html

Характерные особенности земель промышленности

Государственная собственность на землю промышленные предприятия

Для нашего государства все земли имеют четкую классификацию, исходя из которой каждый участок относится к определенной категории. Существуют коммерческие наделы, на территории которых расположены заводы, фабричные производства, дороги, линии электропередач и т. п., их относят к категории земли промышленности.

Правовое регулирование и статус промышленных территорий

Территории, на которых находятся промышленные объекты, расположены в отдалении от населенных пунктов.

Со стороны законодательной базы четко прописано, что земли промназначения на основании кадастровой оценки должны соответствовать минимальному уровню сельскохозяйственной пригодности.

Ввиду того что эти участки обладают скудными аграрными характеристиками, они непригодны для садоводства, посадки сельскохозяйственных культур, т. к. почва не подходит для осуществления такой деятельности.

Кадастровая оценка – это процедура, устанавливающая стоимость земельного участка в конкретный период.

Основное предназначение промышленных наделов – это использование и функционирование объектов, относящихся к индустриальной сфере. Например, фабрики, заводы, производство, осуществление переработки и других промышленных операций.

Все разрешенные правила применения, права пользователя на определенный земельный участок, а также обязанности, касающиеся сохранности целостности основного природного ресурса, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Земельный Кодекс России.
  2. Федеральный закон №7 «Об охране природы».
  3. Федеральный закон №172 «О переводе земель из одной категории в другую».

Общая характеристика правового режима для промышленных земель

Правовой режим для земель промышленности заключается в наличии системы, которая занимается регулированием отношений в контексте использования и охраны. Мероприятия, осуществляемые в этих рамках, характеризуются принципами и соответствующим государственным контролем.

Правила эксплуатации промземель устанавливаются в отношении отдельно расположенных зон и имеют особенные условия использования территорий. Наделы, относящиеся к этой категории, эксплуатируются по общим правилам, если другое не указано в законах и актах на региональном уровне.

В тех случаях, когда принадлежность земель имеет статус федеральной собственности, использование участков регулируется Правительством России.

Следовательно, если земля находится под контролем и надзором местного органа самоуправления, значит, наделы числятся на балансе муниципалитета.

Рассматриваемая категория земельных участков имеет право быть переданной для безвозмездного срочного пользования для нужд сельскохозяйственного производства и другого применения.

Опираясь на законодательную базу, регулирующую вопросы об охране окружающей среды, нужно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Возведение объектов осуществляется в соответствии с существующими природоохранными требованиями. Актуально это в случаях, если здание оказывает прямое или косвенное отрицательное влияние. Помимо строительства, в этот перечень входит:
  • размещение построек;
  • создание проектов;
  • реконструкционные мероприятия;
  • ввод в эксплуатацию;
  • применение;
  • консервация сооружений;
  • снос строений.
  1. Игнорирование требований, касающихся защиты окружающей среды, чревато приостановлением (строго в судебном порядке) вышеуказанных манипуляций.

Структурирование земель промышленных и специального назначения

Земельные участки промышленного и специального назначения подразделяются на категории в зависимости от назначения и использования:

  1. Земли, относящиеся к энергетическому сектору – электростанции, линии электрических передач.
  2. Транспортные земли – комплексы железнодорожных коммуникаций, автомобильное сообщение, морские коммуникации, трубопроводы.
  3. Земли для связи и совершения информационного телевещания, а также радиовещания – конструкции и комплексы для обеспечения работы спутниковых систем и технического поддержания линий связи.
  4. Участки для осуществления космических работ – космодромы, полигоны, стартовые площадки, учебные центры и подготовительные площадки.
  5. Территории, предназначенные для обороны. Например, испытательный полигон, воинская часть, всевозможные засекреченные объекты.
  6. Земли с иным специальным назначением – кладбище, больница, санаторий, животное хозяйство и т. д.

Наглядно соотношение земель промышленного и другого назначений продемонстрировано в следующей таблице:

Связь0,2%
Космос0,07%
Транспорт13,5%
Энергетика0,9%
Промышленность12,1%
Оборона69,0%
Другое4,3%

Особенности промышленных земель

Для земель данной категории существует определенный ряд правил, которые необходимо соблюдать. Такая обязанность регулируется непосредственно законодательством Российской Федерации.

Итак, лица, которые совершают эксплуатацию конкретного земельного участка, в случае неблаготворного, вредного влияния на него обязаны проводить мероприятия рекультивационного, а также охранного характера.

Помимо этого, при совершении эксплуатации промышленных объектов обязаны присутствовать зоны защитного, санитарного назначения.

В границах таких зон недопустимо строить жилье, обустраивать сады, дачи, размещать оздоровительные центры и профилактические учреждения.

На данных территориях могут находиться лишь индустриальные объекты. Габариты таких зон определяются исключительно с учетом величины экологической опасности производства и его вредоносности (50-1000 метров).

Режим использования транспортных земель

Земли, относящиеся к категории железнодорожного сообщения, допускается сдавать в аренду на длительный срок. Как правило, договор аренды заключается с субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность. При этом выдвигаются следующие условия:

  • отсутствие негативного влияния на участок;
  • обеспечение безопасного движения ж/д транспорта.

На землях, относящихся к группе автодорог, разрешено возведение строений, относящихся к объектам автомобильного сервиса, заправочных комплексов и пунктов питания. Монтаж небезопасных информационных указателей категорически запрещен. А также невозможно построить в таком районе сооружения и конструкции, которые никоим образом не относятся к сопровождению автодорожных потребностей.

В районе водных земель допускается возведение причалов, пристаней и портов. Дополнительно разрешено проведение мероприятий по обустройству береговой охранной полосы, а также создание искусственных водоемов. Приватизация земель прибрежной полосы воспрещена в соответствии с действующими российскими законами.

Для земель, на которых располагаются трубопроводы, также предусмотрены определенные зоны безопасности, размер которых зависит от характера назначения объекта.

Управление землями промышленности

Земли промышленного характера могут быть переданы в право пользования на неограниченный срок предприятиям и юридическим лицам. Собственниками таких участков могут быть:

  • физическое лицо;
  • юридическая организация;
  • федеральное правительство;
  • региональный фонд или ведомство;
  • муниципалитет.

Для обеспечения безопасности страны в случае расположения на наделе военного объекта, такая территория ни в коем случае не изымается у владельца.

При объявлении военного положения земля изымается с целью повышения уровня обороноспособности страны.

Правильное использование промышленных территорий целиком контролирует кадастровый орган, который обязан один раз в пять лет проводить экспертную оценку на таких участках.

Соблюдение правил охраны и экологической безопасности промышленных земель также находится под государственным надзором. В случае несоблюдения предусмотренных законодателем правил полагается несение ответственности по всей строгости.

Разъяснение сложных моментов

Как же осуществляется продажа земельных участков промышленного назначения, и кому нужно их покупать? Чаще всего такие территории интересуют частных предпринимателей, занятых в области средней промышленности. Стоят такие земли относительно недорого.

Цена значительно отличается от стоимости участков в черте поселений. Впоследствии после совершения ряда обязательных действий, промышленные земли можно перевести в другой статус и продать по высокому ценнику. Эта несложная манипуляция не доставит владельцу сложностей.

Таким образом, купля-продажа промышленных наделов является прибыльным занятием.

Примечательно, что имущественные сделки с такими участками благоприятно сказываются на экономическом развитии страны. Обусловлено это налоговыми отчислениями в государственный бюджет. Поэтому правительство оказывает всестороннюю поддержку предпринимателей, принявших решение о приобретении промышленной земли.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что земельные территории такого характера занимают существенный процент от всех земель, расположенных в Российской Федерации. Поэтому законодательная база по этому вопросу обладает внушительным перечнем нормативно-правовых актов.

Государство разными способами старается обезопасить население от воздействия предприятий и объектов промышленности, негативно влияющих на здоровье граждан.

Для этого в данную отрасль привлекаются частные предприниматели и инвесторы, которые за счет собственных финансовых вложений помогают осуществить поставленные задачи.

Промышленность – важная и неотъемлемая часть современной жизни. Ввиду этого необходимо соблюдать установленный законодателем перечень правил и требований, чтобы обезопасить окружающую природу и людей. Правительство России, в свою очередь, оказывает помощь гражданам в качестве сохранения безопасной жизнедеятельности.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/promyshlennost.html

Земли промышленности

Государственная собственность на землю промышленные предприятия
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли промышленности

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Правовое положение земель промышленности

Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами.

Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки.

Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

  • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
  • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
  • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
  • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
  • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства.

Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных.

В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра.

Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться.

Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки.

Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон.

Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками.

На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности.

Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-promyshlennosti.html

Земли промышленности в 2019 году: правовой режим, состав, использование земель промышленности, кадастровая оценка | Земельный эксперт

Государственная собственность на землю промышленные предприятия

В статье 88 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как земли промышленности. К территориям данного вида относятся площади, которые используются для размещения объектов промышленного назначения. Права, возникшие у распорядителей в отношении таких земель, установлены и предусмотрены действующим законодательством.

По составу, земли промышленности могут являться государственной, региональной или частной собственностью. Распоряжаться территориями могут юридические и физические лица.

Как правило, организации, которые управляют такими участками, работают в промышленных отраслях различного назначения – транспорта, связи, обороны.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Предоставление земель промышленности

Особенность использования таких земель зависит от множественности целей эксплуатации. Исходя из этого, правовой режим земель промышленности также очень разнообразен.

Территории промышленности могут быть использованы для следующих целей:

  • организация работы специализированного промышленного предприятия;
  • размещение административных зданий и обслуживающих их объектов;

Обычно такие земли заняты промышленными предприятиями, цехами, складскими постройками. Допускается на территории устройство пунктов питания и медобслуживания для конкретного промышленного объекта.

В отношении данных территорий может быть установлена санитарно-защитная зона или назначены другие природоохранные мероприятия.

Земельные массивы, расположенные в пределах этих зон и принадлежащие частным лицам, не подлежат изъятию, однако, в отношении таких участков устанавливается особый режим пользования, в рамках которого допускается только деятельность, включенная в специальный перечень.

Список таких видов деятельности является открытым, поскольку перечислить все виды промышленных работ, разрешенных на участке, не представляется возможным.

Размеры промышленных земель

Территории, предназначенные для размещения промышленных объектов, должны иметь соответствующие размеры. Максимально возможная и минимальная площадь участков устанавливается в соответствии с законодательными нормативами и на основании проектно-технической документации.

Заранее размеры для каждой категории территорий не устанавливаются. Этот вопрос решается в процессе проектирования соответствующих промышленных и административных построек

Для отдельных промышленных территорий такие нормы все же установлены. Например, для автодорог, железнодорожных маршрутов, прибрежных полос или линий связи.

Размеры, как и кадастровая стоимость земель промышленности, играют существенную роль при расчете налога на землю. Данный платеж является обязательным, поскольку вся ответственность за участок ложится на распорядителя площади, включая уплату всех начислений.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Площади, на которых располагаются строения промышленного назначения или предназначенные для использования в различных экономических направлениях называются землями промышленности.
  2. В состав таких территорий могут входить земли различной принадлежности – госсобственность, частные владения.
  3. Правовой режим использования земель зависит от цели эксплуатации территории.
  4. Список видов разрешенной деятельности является открытым.
  5. На землях могут быть размещены промышленные объекты, допускается размещение пунктов питания или медобслуживания, административных построек.
  6. В отношении территорий устанавливается специальная санитарная зона, а частные земли, расположенные в ее границах, могут использоваться собственниками согласно установленному порядку.
  7. Размеры промышленных земель устанавливаются в соответствии с проектно-технической документацией и на основании законодательных актов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям промышленности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел Васильевич, и являюсь генеральным директором завода по переработке бытовых отходов.

Поскольку предприятие увеличивает обороты и развивается, руководством завода было принято решение о строительстве еще одного завода. Когда я обратился в администрацию региона с заявлением для выделения территории в собственность, мне предложили поучаствовать в аукционе и выкупить землю. Я был не против, поскольку хочу получить участок.

Однако после объявления конкурса, выяснилось, что площадь участка совсем небольшая и для постройки завода будет недостаточной. Когда я обратился с этим вопросом в муниципалитет, мне пояснили, что существует определенный максимум и минимум размера земельных площадей, который административный аппарат не имеет права изменять.

Подскажите, так ли это обстоит на самом деле и что мне предпринять в сложившейся ситуации для решения вопроса?

Ответ: Уважаемый, Павел Васильевич. Муниципалитет вашего города своими действиями нарушает положение ст.

88 ЗК РФ, где указано, что размер участка для возведения промышленного строения определяется в индивидуальном порядке в процессе планирования и после проектирования самой постройки.

Решение о данном вопросе выносится уполномоченным ведомством, в данном случае – администрацией.

Сейчас вам необходимо подать жалобу в муниципалитет на неправомочные действия сотрудника, на имя руководителя. Если такое действие не принесет желаемого результата, то вы имеете полное право обратиться в суд и на основании вынесенного судебного решения получить земельный участок того размера, который вам необходим в соответствии с проектом.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/vidy-zemel-specialnogo-naznacheniya/zemli-promyshlennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.