Государственный региональный жилищный контроль

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

Государственный региональный жилищный контроль

Мурсалов, Ф. А. Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве / Ф. А. Мурсалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68748/ (дата обращения: 01.10.2020).



В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На основе проведенного исследования были выявлены основные положения, затрагивающие законодательное разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Автор приходит к выводу, что для должной реализации контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ необходимо принять в регионах страны соответствующие законодательные акты, которые регулировали бы порядок взаимодействия органов жилищного контроля муниципалитетов с органами, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.

Ключевые слова: региональный жилищный надзор, органы жилищного контроля муниципалитетов, жилищно-коммунальное хозяйство, контрольно-надзорная деятельность, организационно-правовой способ.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее-ЖКХ) формирует главные параметры, определяющие качество жизни людей, поскольку является одним из основных элементов социально-экономической системы современности.

В сегодняшней действительности ЖКХ особо нуждается в поступательной, осмысленной модернизации и совершенствовании, поскольку необходимо соответственно организовать контрольно-надзорную деятельность (КНД), проводимой органами муниципалитетов и регионов.

Контрольно-надзорная деятельность является организационно-правовым способом, с помощью которого обеспечивается законность в области реализации исполнительной власти.

Организационно-правовой способ обеспечения государственной дисциплины и законности в сфере управленческой деятельности представляет собой характерную деятельность соответствующих правоохранительных органов, в том числе их структурных подразделений, специально направленной обеспечивать государственную дисциплину и законность в работе субъектов управленческих административно-правовых отношений [1, с.204].

КНД представляет собой такую деятельность, которая подразумевает применение мер (в случае необходимости) административно — наказательного либо пресекательного характера по итогам рассмотрения уровня соблюдения юридическими лицами и гражданами не только общих правил поведения, но и непосредственно в трудовой деятельности. Кроме того, рассматриваемая деятельность является свойственной в работе соответствующих органов, как на уровне федерации, так и регионов [5, с.221–222].

Сказанное относится, как к жилищному контролю органов муниципалитетов, так и жилищному надзору органов регионов, являющиеся разновидностями КНД. Это подтверждается нормами Жилищного кодекса России (ст.

20 ЖК РФ), в соответствии с которой органы жилищного надзора регионов, имеют право выявлять нарушителей законодательства в рассматриваемой сфере и применять меры административно — наказательного либо пресекательного характера. Согласно жилищному законодательству страны (ст.

196 ЖК РФ) лицензионный контроль подразумевает выявление и пресечение неисполнения лицензионных требований, что представляет его контрольно-надзорную деятельность, а вот жилищный контроль органов муниципалитетов по сравнению с жилищным надзором органов регионов осуществляется не в таком объёме, однако контрольно-надзорная деятельность ему все же характерна, поскольку ему свойственна выполнение в том числе и функций по реализацию лицензионного контроля [2, с.47].

Разграничение публичных и частных интересов, выступающего по сути гарантией обеспечения законности деятельности соответствующих отраслей и сфер государственного управления всеми участниками правовых отношений, не нарушающей режим их нормальной жизнедеятельности Важной составляющей задачей государства в рассматриваемой сфере отношений является [6, с.125].

Отметим, что нет единого федерального закона, определившего бы основы деятельности в отрасли ЖКХ и в ближайшее время нет никаких разработок и дискуссий у законодательных органов касаемо комплексного урегулирования общественных отношений.

Комплексность в рассматриваемой области на федеральном уровне прослеживается только на уровне стратегического планирования, главные постулаты которого отражены в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года [4].

Сегодня приняты достаточное количество законодательных актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность, но тем не менее для должного уровня работы контрольно-надзорных органов следовало бы доработать либо принять соответствующие нормативно-правовые акты, которые облегчили бы и во многом систематизировали бы данную отрасль.

Законодательное усовершенствование контрольно-надзорной деятельности имеет тенденцию в сторону защиты прав и интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, особенно в плане разгрузки их от большого числа проверок, проводимых органами муниципалитетов и регионов, что думается, не вполне оправданно, поскольку названные субъекты всегда должны иметь контроль со стороны государства, дабы исключить в данной отрасли случаи игнорирования законов, как региональных, так и федеральных. Подобное направление сегодняшней политики в области контрольно-надзорной деятельности прослеживается в названии законодательных актах, принимаемых для правового регламентирования исследуемой отрасли. Так, федеральный закон, принятый сегодня для регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении ими контроля и надзора именуется так же, как и ранее действовавший закон [7].

Вместе с тем, по тем проектам законодательных актов, которые готовятся Правительством России сегодня, не прослеживаются какие-то изменения контрольно-надзорной деятельности в области ЖКХ [3].

Данная упущение законодателя связана с тем, что порядок применения системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля) по разрабатываемому проекту не может быть реализована для контрольно-надзорной деятельности в области ЖКХ, так как ЖКХ не отнесена к видам контрольно-надзорной деятельности, которые реализуются с использованием риск-ориентированного подхода. Помимо этого, перечень нормативных актов, которые разрабатываются Правительством России для обеспечения проведения реформы контрольно-надзорной деятельности в целом не направлен на усовершенствование отрасли ЖКХ.

Думается, что подобное игнорирование отрасли ЖКХ является не допустимым, поскольку Правительство России должна работать и для усовершенствования этой отрасли, дорабатывая действующие и принимая новые законы, а также вносить предложения законодательному органу страны, с тем, чтобы он принял законы с соответствующими нововведениями, в противном случае состояние отрасли ЖКХ, являясь отражателем благополучия населения страны, может вызвать у граждан недоверие к государству либо заподозрить страну в равнодушном отношении к своим гражданам

Подводя итог исследованию, необходимо отметить, что КНД в области ЖКХ применяется вместе с другими организационно-правовыми способами обеспечения законности в государственном управлении, в виде государственного надзора и контроля. Однако, в отличии от государственного надзора и контроля она осуществляется федеральными органами и органами субъектов России, а также органами муниципалитетов, осуществляющими КНД в области ЖКХ.

Особо следует отметить и то, что региональные органы и органы муниципалитетов порой выполняют смежные функции в области обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве, а структура муниципального контроля пока только формируется в нашей стране. Для согласованной работы в этой области всех органов государственной власти необходима разработка и внедрение единой системы надзора и контроля в ЖКХ.

Литература:

  1. Конин Н. М. Административное право: учебник для бакалавров / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2014. С.204 ISBN 978–5–9916–2989–8
  2. Колязина А. В. Государственный контроль и надзор в жилищно-коммунальном хозяйстве: диссертация к. ю.н.: Специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс / А. В. Колязина; науч. рук. А. Ю. Соколов. -Саратов, 2018. -47 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/305/68748/

Муниципальный жилищный контроль в 2020 году

Государственный региональный жилищный контроль

Государству необходимо контролировать работу тех, кто работает в коммунальной сфере. Этим занимается местная власть, которой предоставлены соответствующие возможности.

Чтобы понимать, как осуществляется муниципальный жилищный контроль, нужно знать, как он устроен и какие обязанности на него возложены.

Как организован

МЖК — это те органы местной администрации, которые занимаются контролем УК. Им даётся в право делать очередные ежегодные и внеочередные проверки тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере жилищного хозяйства, на предмет выполнения ими требований соответствующих нормативных актов.

ВНИМАНИЕ! Также проверки могут делать для того, чтобы убедиться в соблюдении лицензионных условий тех субъектов, которые выполняют управление многоквартирными домами в соответствии с разрешениями полученными на основании пункта 1.1 статьи 20 Жилищного Кодекса.

Полномочия основаны на законе № 131-ФЗ от 6 окт. 2003 г. Этот нормативный акт регламентирует работу местного самоуправления в России. Работа муниципального жилищного контроля основана на поправках в этот нормативный акт, которые вступили в силу с начала 2013 г.

Организационно такие подразделения создаются в отделах ЖКХ или в виде самостоятельных отделов органов местной администрации.

Юридические основания деятельности

Работа контроля основана на следующих нормативных актах:

  • Конституция.
  • Нормы, в соответствии с которыми должна происходить техническая эксплуатация жилого фонда. Они были установлены Постановлением Госстроя РФ от 27 сен. 2003 г под № 170.
  • Жилищный Кодекс.
  • КоАП
  • Правила содержания и использования домового имущества.
  • Закон об общих принципах, в соответствии с которыми должно работать местное самоуправление (№ 131-ФЗ, 6 окт. 2003 г).
  • Закон, регламентирующий то, как должны защищаться права юридических и физических лиц при проведении государственного контроля (№ 294-ФЗ, 26 дек. 2008 г).
  • Закон о порядке обращений граждан в государственные или муниципальные органы (№ 59-ФЗ, 26 мая 2006 г).
  • Правила, регламентирующие оказание коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2006 г.
  • Постановление Правительства № 25 от 21 янв. 2006 г, содержащее правила использования жилой недвижимости.
  • Постановление Правительства № 489 от 30 июня 2009 г. В нём рассматривается то, как должно проходить планирование предстоящих мероприятий государственными и местными органами власти при проведении проверок фирм и индивидуальных предпринимателей.

Это основные документы, регламентирующие работу тех проверяющих, кто осуществляет жилищный контроль на муниципальном уровне.

Права, предоставленные МЖК

Обычно в функции этих органов контроля входят регулярные ежегодные проверки, а также внеплановые, которые могут инициироваться гражданами, организациями, а также по распоряжению руководства.

Для того, чтобы контролировать исполнение требований нормативных актов, органы контроля занимаются следующими видами деятельности:

  1. Проверяется правомерность использования жилого фонда, общего имущества, придомовой территории в соответствии с требованиями законодательства.
  2. Выполнение положений нормативных актов при проведении выбора способа управления многоквартирными домами.
  3. Проверка наличия нарушений при заключении соглашений об оказании различных коммунальных услуг между владельцами жилой недвижимости и сторонними фирмами. Нужно учитывать, что такое оформление таких документов, как указано в части 1 статьи 164 Жилищного Кодекса, должно происходить только в тех случаях, когда имеется соответствующее решение общего собрания жильцов.
  4. Иногда проверки могут проводиться по причине обнаружения фактов нарушений третьими лицами. Эти мероприятия могут быть инициированы индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, другими государственными или муниципальными органами в городе или в сельском поселении.
  5. Инспекторами рассматриваются возможные нарушения, которые сделаны наймодателями жилой недвижимости в квартирах, полученных жильцами в качестве социального жилья.
  6. Изучается выполнение правил, в соответствии с которыми происходит содержание общего имущества в домах, проведения ремонтных работ в его отношении в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
  7. В полномочия надзора контроль того, насколько подготовлен жилой фонд и общее имущество к предстоящему сезону.
  8. Органы контроля проверяют стоимость коммунальных услуг в муниципальном районе, отражённую в квитанциях для оплаты жильцами. При этом контролируется, не выходят ли эти суммы за рамки максимальных и минимальных границ, установленных законодательством.
  9. Контролируется соблюдение законности при выборе управляющей компании жильцами многоквартирного дома.
  10. Имеют право проверять частное жильё при условии, что для этого получено разрешение его владельцев.
  11. При наличии нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией МЖК составляет протокол, в котором они документально фиксируются.
  12. Проводится проверка состояния газового оборудования, контроль условий его содержания и проведения ремонтных работ.
  13. Могут происходить внеплановые проверки того, как управляющая компания выполняет свои обязанности в отношении граждан. Они могут быть инициированы владельцами жилой недвижимости в многоквартирном доме или органами управления, выбранными ими.

Если это необходимо, МЖК имеет право обращаться в другие контролирующие органы для проведения совместных проверок.

ВНИМАНИЕ! Когда в результате проверки были выявлены нарушения, органы контроля инициируют собрание жильцов, на котором обсуждается произошедшее и принимаются необходимые меры.

После того, как проверка была проведена отделом муниципального контроля, чем занимается УК будут уведомлены соответствующие ведомственные структуры для исполнения необходимых действий.

Как обратиться в органы контроля

Если жильцы считают, что управляющая компания допускает нарушения, они имеют право обратиться в орган, контролирующий ЖКХ, для того, чтобы факты были проверены и соответствующие меры осуществлены. Чтобы уведомить о нарушении закона, можно сделать следующее:

  • Посетить офис, в котором органы жилищного контроля осуществляют приём граждан. При этом можно проконсультироваться относительно своих дальнейших действий или вручить жалобу для рассмотрения и принятия мер.
  • Возможно выполнить обращение, посетив официальный сайт МЖК.
  • Такая услуга предоставляется на сайте Госуслуги.
  • Можно отправить жалобу в виде заказного письма. При этом нужно, чтобы оно было с уведомлением и описью содержимого. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт подачи жалобы.
  • Допускается вручить такой документ, воспользовавшись услугами курьера.

После получения документа в течение 20 дней его принимается решение о том, необходимо ли делать проверку. В результате может быть принято одно из следующих решений:

  1. организовать внеплановую проверку;
  2. переадресовать обращение при условии, что его рассмотрение входит в компетенцию других государственных органов;
  3. отказать подателю заявления при наличии соответствующих причин для этого.

Для выполнения своей работы МЖК не обязаны уведомлять государственные органы или получать разрешение прокуратуры.

ВАЖНО! В том случае, если гражданин обращался в органы жилищного контроля, но получил отказ, он может подать жалобу в Жил.надзор или прокуратуру, а также обратиться с исковым заявлением в суд.

Если это необходимо, органы жилищного контроля могут вмешаться в отношения между жильцами и их УК. Например, их полномочия по контролю за управляющими компаниями включают в себя следующее:

  • В том случае, если точно установлено, что УК нарушает права и интересы граждан, то муниципальный жилищный контроль может предпринять действия для их защиты.
  • При наличии достаточных оснований МЖК может отменить решение, принятое на общем собрании. Обычно это происходит при обнаружении соответствующих нарушений во время проверки.
  • Иногда может быть так, что УК была выбрана с нарушениями. В этом случае органы контроля имеют право сделать недействительным договор между ней и жильцами.

Перед МЖК стоят не только задачи проверки соблюдения норм в сельских или в городских поселениях, предусмотренных законодательством, но и предупреждать нарушения, которые могут произойти в дальнейшем.

Что обычно проверяют

Вот какая деятельность понимается под муниципальным жилищным контролем при проведении проверок:

  1. Изучать, как происходит использование домового имущества и придомовой территории. Проверять соблюдение норм законности и рациональность распоряжения ресурсами.
  2. Рассматривается то, как предоставляются коммунальные услуги жильцам и оценивается их качество.
  3. Проверяется, какие меры приняты для подготовки к отопительному сезону.
  4. Управляющая компания обязана предоставить проверяющим учредительные документы. МЖК проверяет их соответствие требованиям законодательства.
  5. Рассматривается ведение работ по обслуживанию жилищного фонда. Проверяется качество выполнение и соблюдение сроков.
  6. Контролируется подготовка к летнему сезону.
  7. Проверяют санитарное состояние жилого фонда и выполнение работ, обязательных для его поддержания.
  8. Проводится контроль состояния газового оборудования. Проверяют выполнение работ для поддержания его состояния, соблюдение правил безопасности при эксплуатации.
  9. У управляющей компании проверяют, имеется ли лицензия на осуществление деятельности и контролируют выполнение её условий.

Здесь перечислены основные направления проверок, но при необходимости этот перечень может быть дополнен. Муниципальный жилищный контроль проверяет законность и эффективность деятельности управляющих компаний. При необходимости он предпринимает действия для исправления ситуации.

Источник: https://zakon-prava.com/zhkh/munitsipalnyy-zhilischnyy-kontrol

Статья 20. Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль

Государственный региональный жилищный контроль

1.

Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

1.1.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

2.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее – органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

2.

1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее – органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

2.

2. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

3.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.

4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

4.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

4.2.

Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.

4.3. Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

5. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее – управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

6.

Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

7.

Органы государственного жилищного надзора осуществляют прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Прием и учет органами государственного жилищного надзора указанных уведомлений, ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сводного реестра указанных уведомлений осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Источник: https://soglas-proekt.ru/spravka/zakony/zhilischniy-kodeks/glava-2/statya-20-gosudarstvennyy-zhilishchnyy-nadzor-i-municipalnyy-zhilishchnyy-kontrol.html

Общественный контроль в сфере ЖКХ

Государственный региональный жилищный контроль
Меню Президент РФ Правительство РФ Совет Федерации РФ Государственная дума РФ

Минстроем России осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

Общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах: –         мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ; –         проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона; –         осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан; –         оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде; –         проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней; –         формирование общественных рейтингов управляющих организаций; –         осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации.

НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285.

Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации.

Для региональных органов власти подготовлены следующие материалы по осуществлению общественного контроля: –         методические рекомендации для региональных органов власти; –         рекомендации для информирования собственников по вопросам капитального ремонта и вовлечению собственников в контроль за капитальным ремонтом МКД; –         регламент общественных проверок домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья; –         проект Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Основные направления деятельности сети общественного контроля в сфере ЖКХ в 2015 году: –         масштабная просветительская кампания. Распространение методической литературы и реализация образовательных проектов для активных собственников жилья и профильных НКО; –         создание муниципальных представительств региональных центров общественного контроля в ЖКХ; –         постоянный общественный мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья; –         проведение общественной экспертизы региональных и федеральных нормативных правовых актов; –         проведение ежеквартального мониторинга основных проблем в сфере ЖКХ; –         мониторинг осуществления лицензирования управляющих организаций и контроль за соблюдением интересов собственников домов, чьи управляющие организации не прошли процедуру лицензирования.

За первое полугодие 2015 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тысяч обращений. На основании анализа обращений граждан, поступивших в общественные приемные региональных центров, а также через единый сайт Общероссийского центра, ежеквартально составляется потребительский рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ.

Организована работа по общественному контролю за программами переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе фотофиксация строящихся объектов. Также проведена проверка качества уже построенных домов.

Всего общественниками проверено 532 многоквартирных дома. В результате проведенного мониторинга представители региональных центров представили замечания по качеству 201 дома, построенного в 2014 году по программам переселения граждан из аварийного жилья.

Все выявленные замечания взяты на контроль. 

Организована работа по общественному контролю за программами капитального ремонта (выборочная проверка сведений, размещаемых региональными органами власти на сайте «реформа ЖКХ», выборочное анкетирование собственников в домах, которых прошел капитальный ремонт). 

Введена практика проведения он-лайн семинаров, в ходе которых федеральные эксперты освещают наиболее актуальные вопросы организации управления жилым фондом, осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ, разъясняются новеллы федерального законодательства. За 2014 и первую половину 2015 года проведено 36 таких семинаров.

Ежеквартально обобщаются и распространяются лучшие практики общественного контроля в сфере ЖКХ. На сайте НП «ЖКХ Контроль» сформирована библиотека лучших методических пособий в сфере ЖКХ, подготовленных в различных субъектах Российской Федерации. 

В 54 регионах созданы Общественные Советы при органах исполнительной власти, в которые вошли представители региональных центров. Представители профильных НКО также вошли в состав лицензионных комиссий. 

Дата изменения: 27.06.2016 18:32:31 Национальный проект «Жильё и городская среда» Нормативно–правовое регулирование Нормативно–техническое регулирование Ценообразование Саморегулирование в сфере строительства Экономически эффективная проектная документация повторного использования ЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Деятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельности Промышленность строительных материалов Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве Государственный контроль Анкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской Федерации Специальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницы Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году «Я – строитель Будущего!» Развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ Разработка и внедрение единых стандартов работы общественных советов при профильных региональных министерствах Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город» Государственно-частное партнерство в ЖКХ Управление многоквартирными домами Капитальный ремонт в многоквартирных домах Ликвидация аварийного жилья Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере Общественный контроль в сфере ЖКХ Информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Графики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства Аттестация экспертов Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешения на строительство Выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации Подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения Специальные технические условия ролики Формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых госорганом к рассмотрению Статистические и аналитические сведения о результатах мониторингов предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственных услуг Градостроительный конкурс Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Нормативная база Административный порядок обжалования действий (бездействия) Минстроя России, подведомственных организаций и должностных лиц Судебный порядок обжалования действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими нормативных правовых актов Проекты нормативно-правовых актов Нормативно-правовые акты Долевое строительство Ипотечное кредитование Мониторинг объемов жилищного строительства Информация о Межведомственной комиссии Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства Обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса Федеральный проект «Жилье» Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Арендное жилье Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации Строительный контроль Непрограммная часть Федеральные целевые программы Международное сотрудничество

  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • Совет Федерации РФ
  • Государственная дума РФ

Источник: https://minstroyrf.gov.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/23/

Жилищный фонд

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирныхдомах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее – органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее – органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Источник: http://50.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/686092

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.